Новый поэтический язык Велимира Хлебникова Работа Ученицы 11 «Б» класса Средней школы №9 Чуносовой Анастасии Г. Оренбург 2007
Основные задачи Изучить жизненный путь Велимира Хлебникова и выделить особенности личности поэта;Изучить творчество Велимира Хлебникова и выделить специфические особенности его литературной деятельности;Определить новаторство Велимира Хлебникова в русском языке и литературе;Выявить значение творчества Велимира Хлебникова для русской литературы.
Жизнь Велимира Хлебникова
Был человек в чёрном сюртуке,В сером пиджаке – и вовсе без рубашки.Был человек, а у него в рукеПели зинзиверы, и тарарахали букашки.Был человек. Пред. Земного Шара.Жил человек на правах пожара. Чурилин
Здесь закладывался интерес к Востоку …«Родился 28 октября 1885 в стране монгольских исповедующих Будду кочевников – имя «Ханская ставка», а в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря (море 40 имён). При поездке Петра Великого по Волге мой предок угощал его кубком с червонцами разбойничьего происхождения. В моих жилах есть армянская кровь (Алабовы) и кровь запорожцев (Вербицкие), особая порода которых сказалась в том, что Пржевальский, Миклухо-Маклай и другие искатели земель были потомками птенцов Сечи. Принадлежу к месту Встречи Волги и Каспия-моря (Сигай). Оно не раз на протяжении веков держало в руке весы дел русских и колебало чаши.»
Первый Хлебников упоминается как посадник Ростова среднерусского«Отец – поклонник Дарвина и Толстого, большой знаток царства птиц, изучавший их целую жизнь; имел друзей – путешественников, один брат утерян и пропал из виду в Новой Зеландии, один из рода Хлебниковых был членом Государственного совета. Дед умер в Иерусалиме на поклонении. Один из сыновей его – профессор Военно-Медицинской Академии (физик). Многие Хлебниковы отличаются своенравием и самодурством.»Мать поэта – Екатерина Николаевна, урождённая Вербицкая, историк по образованию. В семье, кроме Виктора, было ещё четверо детей; одна из сестёр, Вера, стала художницей, иллюстрировала, в частности, произведения брата, написала о нём воспоминания.
А люди требовали от него, как от взрослого, и он ушёл.В 1891 году Хлебниковы покинули астраханские степи; некоторое время жили в Волынской губернии, потом – в Симбирской; в Симбирске же Виктор поступил в третий класс гимназии, а заканчивал учёбу уже в Казани.При поступлении в Кзанский университет (1903) специальностью была выбрана математика.На первом же курсе Хлебников принял участие в студенческой демонстрации, был арестован и исключён из университета, на следующий год был зачислен вновь, но уже на естественное отделение.
Творческий путь Велимира Хлебникова
И с ужасомЯ понял, что никем не видим,Что нужно сеять очи,Что должен сеятель очей идти!Творческий путь Хлебникова распадается на три периода:От 1905 до 1914 годаОт 1915 до 1917 года3. От 1917 до 1922 года
1905 – 1914 годаХарактерные черты: Противоречивость социальных позиций автораНеославянские увлеченияМифологические утопические конструкцииЦиклическое, повторяющееся историческое времяСвоеобразный историзмИнтерес к славянской и восточной архаикеСочетание авангарда и традиционности
1915 – 1917 годаХарактерные черты:Появление социальных мотивовПоявление темы смертиЗвучание пушкинских тем: поэт и отчизна, народ и его судьба, история, ответственность за творчествоВыход темы смерти на первый план
1917 – 1922 годаХарактерные черты:Переплетение тем: народ и его правда, обличие самодержавия и обличие богаИзменение системы построения художественного текстаГиперболически резкое решение темы войныПоявление поэтического анализа реальной послереволюционной действительности
Из воспоминаний Веры Хлебниковой«Вы говорите, Он ушёл, мой тихий брат?...»«Я знаю, что у Виктора Владимировича были искренние, любящие, преданные ему друзья…Хочется думать, что им я буду говорить о брате и друге, чутком и нежном с теми, кого он любил и, скинув напускное равнодушие и сверхчеловеческое безразличие к окружающим, - открывал свою душу как Сакия-Муни, отказавшись от земных почестей для достижения духа, - шёл он по земле. Мыслитель и поэт, мне кажется, раздваиваются. Он был великим наблюдателем, от него, на вид равнодушного и безразличного ко всему окружающему, ничто не ускользало: никакой звук бытия, никакой духовный излом. Так он шёл по жизни, так он шёл по лесу, с таким отрешившимся видом, что даже птицы переставали его бояться, доверчиво посвящая в свои тайны.»
«Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет…»С Петром Митуричем Хлебников совершил весной 1922г. Своё последнее путешествие – в деревню Санталово Новгородской губернии. Со своими неизменными мешками с рукописями Хлебников, уже больной, добрался до места назначения, но вскоре у него отнялись ноги, и никакие местные медицинские средства не помогли. Там же, в деревне Ручьи, он был похоронен. В 1960г. Его прах был перевезён на Новодевичье кладбище в Москву.
О словотворчестве«Словотворчество есть взрыв языкового молчания, глухонемых пластов языка.»«Словотворчество – враг книжного окаменения языка и, опираясь на то, что в деревне, около рек и лесов до сих пор язык творится, каждое мгновение создавая слова, которые то умирают, то получают право в жизнь писем. Новое слово не только должно быть названо, но и быть направленным и называемой вещи. Словотворчество не нарушает законов языка.»
О словотворчествеВыделим типы словотворчества, используемые Хлебниковым.Языкотворчество - скорнение, корнеизменение, Звёздный язык.Словотворчество с перевесом поэтической функции - внутреннее склонение словаПаралингвистическое слово-, звуко-, и образо-творчество. - звукоподражание, передразнивание, звукопись, язык богов, ведьм и русалок, магических ритуалов.
Заумный язык«…свободные сочетания, игра голоса вне слов, названы заумным языком. Заумный язык – значит находящийся за пределами разума. То, что в заклинаниях, заговорах заумный язык господствует и вытесняет разумный, доказывает, что у него особая власть над сознанием, особые права на жизнь наряду с разумным.Заумный язык происходит из двух предпосылок:Первая согласная простого слова управляет всем словом – приказывает остальным;Слова, начатые одной и той же согласной, объединяются одним и тем же понятием и как бы летят в одну и ту же точку рассудка…»
Новаторство и цели ХлебниковаХлебников живёт в уникальную, резко отличную от времён Карамзина эпоху. За счёт активизации традиционалистического состава русского языка Хлебников вслед за «архаистами» и предполагает перерождения языка элиты. В отличие от «актуального» Пушкина, дающего язык на завтра, Хлебников весь в послезавтра и в позавчера, весь упреждающая на новаторство в форме самого этого новаторства, весь «насквозь» авангардист. Хлебников возлагает на язык большие надежды в судьбах человечества, язык и играет в его творчестве определяющую роль.
О значении Хлебникова для русского языкаВелимир Хлебников в своём творчестве возрождает некоторые приёмы, используемые в литературе ранее, давая вызов традиционности. При этом он использует обороты уже известные в словотворчестве, но успешно их применяя даёт им новую жизнь. Благодаря творчеству Велимира Хлебникова особое внимание получают «Звёздный» и «заумный» языки.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Во-первых, Хлебников, в словотворческих аспектах подобно древнерусскому "опрощению" церковнославянского языка, а в других аспектах подобно пушкинскому стилистическому "индифферентизму", создает как бы новый литературный язык, используя равно и разговорный, и старый литературный.Во-вторых, Хлебников не мыслит свое детище как просто поэтический язык, он мыслит его именно как язык культуры и, пусть в отдаленном будущем, язык народа, не говоря уже о "звездном языке", который не входит сейчас в границы нашего рассуждения.
В-третьих, Хлебников выступает с принципом демонстративной делокализации литературного диалекта — прекращение ориентации на столичный "разговор", на московское "аканье". В письме Каменскому в 1910 году поэт напишет: "Мы знаем одну только столицу — Россию и две только провинции — Петербург и Москву" (Собрание произведении, V, 291).В-четвертых, еще на самом раннем этапе своего творчества Хлебников отказывается от европейских и прочих заимствовании за исключением личных имен и следует этому "пуризму" весьма настойчиво.В-пятых, однако, пуризм этот постепенно свелся к бойкоту только европеизмов, в то время как культурно-языковой хлебниковский арсенал обогащается за счет расширения заимствования слов славянского (при несомненном посредничестве церковнославянского языка), азиатского, африканского происхождения.