Моё прочтение рассказа А.П. Чехова "Студент" Ученица 9Б класса Рыбакова Алёна
...из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент” А.П. Чехов
Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста… А.П. Чехов “Три сестры”
Смысл названия рассказа “Вечером” (прежнее название) вечер, сумерки, ночь, тьма, прекращение жизни “Студент” духовный рост, стремление познавать и познать человек, находящийся на трудном и долгом пути к приобретению знания
Особенности композиционного строения Центральной композиционной частью рассказа А.П. Чехова «Студент» является «вставной текст» - «рассказ в рассказе», в котором Иван повествует о знаменитых евангельских событиях отречения Петра.Чехов употребил нечто вроде кольцевой композиции: Иван из темноты видит костёр, идёт к нему, говорит с женщинами и опять уходит в темноту, откуда видит лишь огонь, но не людей вокруг него.
Сходство в изображении героя и окружающего мира (в начале рассказа)
Иван Великопольский
Студент Сын дьячка – церковнослужителя, не имеющего священного сана. Для глубоко верующего человека, искренне любящего Христа и сострадающего Его крестным мукам, любое развлечение, например охота в Великую Пятницу, вещь невозможная, тем более для студента духовной академии – вероятно, будущего священнослужителя. Именно в этом легкомысленном занятии и состоит, по всей видимости, главная причина мрачного настроения Ивана.
Взгляд студента
…на вдовьих огородах светился огонь…
Чудо воскрешения лица младшей вдовы Сначала об этой младшей вдове было сказано: "…дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой". Слушая историю студента о Петре, женщина изменилась. Это, казалось бы, навсегда омертвевшее лицо ожило: "Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль".
Иван Великопольский в первую очередь обращает внимание на чувства, а не поступки Петра, слабость апостола оправдывает духовными и физическими страданиями
Отречение Петра
Особенности лексики 1. Использование церковно-славянских слов: вечеря, темница, петел; рыдания, изобильный2. Авторское толкование слов через синоним: «Не пропоет сегодня петел, то есть петух…».3. Использование Чеховым информации из жизни охотников: на вальдшнепа охотятся, как правило, весной, на тяге – на утренней и на вечерней заре вальдшнеп-самец начинает тянуть: он поднимается на крыло и облетает небольшую территорию в поисках самки. 4.Образность языка: безлюдная местность, место таинственной встречи человека с Богом - «пустынная деревня», «кругом было пустынно», «…такая же пустыня кругом…».
Художественные средства Метафоры: цепь событий; запахло зимой; разгорелось… лицо; всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле;Эпитеты: пронизывающий ветер, лютая бедность, сладкое ожидание счастья, ледяные иглы; Олицетворения: природе жутко Сравнения: …что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку… Помогают проследить настроение Ивана, почувствовать весь ужас, с которым ему довелось столкнуться в ту ночь.
Образ света В произведениях Чехова часто присутствует символика света и огня. В рассказе «Студент» встречаются слова и словосочетания: свет, огонь, костёр, багровая заря. Их смысл раскрывается в тесной связи с содержимым рассказа.
Сходство в изображении героя и окружающего мира (в конце рассказа)
Залог счастья – в умении изредка направлять внутренний взор в прошлое, к вечным понятиям добра, любви, красоты… В умении прикоснуться к этому вечному…