Метапредметность ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
Ключевые вопросы Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом? Что такое метапредметы? Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов? *
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Метапредметный подход предполагает, что ученик не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов.
Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. Хуторской А.В. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta — между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, Метадеятельность Мыследеятельность Метапредметы Метазнания Метаумения (метаспособы) Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
Метадеятельность Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод) Проектирование (замысел, реализация, рефлексия) Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий) Моделирование … Конструирование… Прогнозирование… © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
Методики, технологии, подходы Задачный подход; Проблемное обучение; Исследовательское обучение; Проектное обучение; © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
Мыследеятельность © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна * Пространство идей, сущностей, абстракций, чистого разума Пространство текстов, знаков, схем Пространство предметно-практической деятельности
Метапредметность - способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ «Знание» «Знак» «Проблема» «Задача» «Смысл» «Ситуация» «Схема» «Идеализация»
«ПРОБЛЕМА» Изучая метапредмет «Проблема», учащиеся учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.
«ЗАДАЧА» На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у учащихся формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
«ЗНАК» В рамках метапредмета «Знак» у ребят формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
«ЗНАНИЕ» В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)
Техника «знающего незнания» Осваивая ее, учащиеся научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.
Этапы работы этап формирования у ребят различений и различительной способности, этап обучения их идеированию и работе с идеализациями, этап обучения их построению понятий, этап, связанного с осмыслением генезиса систем и теорий, с формированием способности систематизации.
Конструируя урок, преподаватель метапредмета «Знание» всякий раз создает такую «воронку» движения к знанию, попав в которую, учащийся уже не может выбраться из нее, не может вернуться обратно.
Цель метапредметного подхода Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.
* Содержание образования
МЕТАПРЕДМЕТЫ Учимся техникам и способам мышления * Предметный материал Решение предметных задач Запоминание определений Полипредметный материал Формирование способностей
Уровни интеграции Внутрипредметные связи Межпредметные связи Всеобщие связи Интеграция - связанность отдельных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
Новаторство в разработке и использовании методических приёмов Неделя метапредметного осознания Рефлексивные остановки Выстраивание личной учебной стратегии Коллективная игра в мыслительный эксперимент *
Передача учащимся не просто знаний, а способов работы со знаниями. *
Работа со способом Если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему для решения подобную задачу, но уже из химии или физики. *
Работа с понятием Карл Макс О.Э. Мандельштам ПЛАТОН *
Ориентация на развитие у учащихся базовых способностей Мышление Воображение Целеполагание Понимание Идеирование Действие *
* Алгоритм обучения : 1. Составляем хронологическую таблицу 2.Этап- рисуем 3. Этап -Работа в программах iMindMap 5, XMind 6. 4.Последующие применение их в учебном проекте «Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского» Мой пример:
Уровни интеграции Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень. Раскрытие его – общая задача гуманитарно-эстетического, общественно-исторического и естественнонаучного циклов предметов. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
Метапредметный компонент в мыследеятельностной педагогике Метапредмет "Знак": способность схематизации на основе выделения главного в материале. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
Метазнания Знания экспертной системы о собственном функционировании и процессах построения логических выводов. Знания о знании. Примерами мета-знаний являются: * Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними); * Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации); * Эвристические приемы, Эвристические методы и т.п. © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна * © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна
Технологии формирования метазнания Логико-смысловых моделей Ментальных (интеллект) карт Фишбон ,кластер др. графические модели знания Все приемы сворачивания информации: (конспект, таблица, схема) Методы эвристики © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
Метаумения Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); * © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна
Метаумения Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми) Качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.) * © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна
Технологии Развивающего обучения Критического мышления Технологический компонент личностно-ориентированного урока Общеучебные умения и навыки © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
Вывод Метапредметный урок – это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам на практическую жизнедятельность учащегося © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
Значение метапредметного подхода в образовании… состоит в том, что он позволяет сохранить и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения… © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *
ГЛОССАРИЙ Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмах и методах познания (когнитивных умениях). Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. Метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. *
Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. * © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна
Источники Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М.: Пушкинский институт, 2001. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007. * © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна
Интернет- источники * Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования http:// nii.smdp.ru Центра инструкционного дизайна http:// eduscen.ru Сети мыследеятельностной педагогики http:// mdp-net.ru © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна
Об авторе: ГИЗАТУЛИНА ОЛЬГА ИВАНОВНА учитель русского языка и литературы, тьютор Стаж работы 30 лет Skype: klassik873 email: [email protected] © 2016, Гизатулина Ольга Ивановна *