Муниципальное общеобразовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района Воронежской областиШепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»(Урок литературы. 5 класс)
Цель:1) Образовательная:- рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.2) Развивающая:- формировать умение анализировать текст художественного произведения;- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;- учить сжато излагать повествовательный текст;- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.3) Воспитательная:- воспитание общечеловеческих ценностей;- умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
Из словаря С.И.Ожегова: Плен – неволя.Пленник – взятый в плен, невольник.Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.
Январь 1852 года.Лев Николаевич Толстой поступает на службу и отправляется на Кавказ.
Величие и красота Кавказа
Военно-грузинская дорога М.Ю.Лермонтов (1837 г.)
Эпизод Кавказской войны М.Ю.Лермонтов (1840 г.)
Задание для 1 группы Как герой оказался в плену?
Задание для 2 группы Внешность героя
Задание для 3 группы Чем герой занимался в плену?
Задание для 4 группы Как герой готовился к побегу?
Жилин Костылин Добрый (думает о матери, жалеет ее)Надеется на себя, обдумывает побегДеятельный человекСумел прижиться в аулеРаботящий, не может сидеть без дела, мастерВсем помогает, даже своим врагам – татарамЕму интересны другие люди, любит детейВеликодушныйСлабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от материСпособен на предательствоРаскис, упал духомНе принимает других людей
Кроссворд 1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая»
Кроссворд 2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов».
Кроссворд 3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа.
Кроссворд 4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».
Кроссворд 5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? 6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина?
Кроссворд
«На всё добро ответим мы добром,На всю любовь ответим мы любовью».Н.Рубцов