История любви.А. К. Толстой24 августа 1817- 28 сентября 1875Отец — граф Константин Петрович Толстой (1779—1875). Мать - Анна Алексеевна Перовская. Она разошлась с мужем сразу после рождения ребенка по неизвестным причинам. Вместо отца Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский, известным писателем, печатавшимся под псевдонимом Антоний Погорельский. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 г. он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II.
Софья Андреевна МиллерЖизнь была к ней неласкова, да и сама она, не считавшаяся с предрассудками своей среды, была, пожалуй, слишком смела для той церемонной эпохи. Трагически завершилась любовная связь юной Софи Бахметевой с князем Вяземским, который соблазнил её, но женился на другой. Брат покинутой девушки Пётр Бахметев вызвал обидчика на дуэль и был убит. Всю жизнь Софья Андреевна считала себя виноватой в несчастьях и бесчестии своей семьи.
Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре.Он сопровождал туда сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II
Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем искала случая забыться и рассеяться. В светской толпе он почему-то сразу обратил внимание на нее.
Маска скрывала ее лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные, пепельные волосы венчали голову. Она была стойка и изящна.
Голос ее завораживал. Они говорили недолго. Она, конечно, узнала его.Тщетно он попросил ее открыть лицо, снять маску…
Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его.С нею, с Софьей Андреевной Миллер, если бы они не встретились?Что было с ним, с ним, Алексеем Константиновичем Толстым?
Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились первые строки этого стихотворения: «Средь шумного бала, случайно,В тревоге мирской суеты,Тебя я увидел, но тайнаТвои покрывала черты…
Средь шумного бала, случайно,В тревоге мирской суеты,Тебя я увидел, но тайнаТвои покрывала черты.Лишь очи печально глядели,А голос так дивно звучал,Как звон отдаленной свирели,Как моря играющий вал.Мне стан твой понравился тонкийИ весь твой задумчивый вид;А смех твой, и грустный и звонкий,С тех пор в моем сердце звучит.В часы одинокие ночиЛюблю я. усталый, прилечь —Я вижу печальные очи,Я слышу веселую речь;И грустно я так засыпаю,И в грезах неведомых сплю...Люблю ли тебя — я не знаю,Но кажется мне, что люблю!Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нем ничего не придумано, все так как было. Оно прибавило еще один бессмертный портрет в галерею музыкальных русских романсов
В Литературных произведениях А. К. Толстого высказывалась чистая, целомудренная, прямая натура. Нежность деликатность и ранимость сочетались в нем с истинной мужской красотой, богатырским ростом, огромной физической силой.
В 1878 году, через три года после смерти А.К. Толстого, Петр Ильич Чайковский написал музыку к стихам «Средь шумного бала…», музыку столь же чистую, нежную и целомудренную, как стихи.
Почему Чайковского привлек тогда именно Алексей Толстой?Композитор услышал в этих стихах отзвуки своих душевных бурь. Слишком свежа еще была драма от неудачной женитьбы.
А у А. К. Толстого встреча «Средь шумного бала» имела счастливое продолжение. Немного есть романсов с действительной жизненной предысторией и с таким счастливым продолжением.
Софья Андреевна была незаурядной женщиной, умной и великолепно образованной. Она знала полтора десятка языков. Прекрасно пела, обладала решительным, сильным и стойким характером. Обожала, как и Алексей, охоту и скачки на коне во весь опор.
Когда во время Крымской войны Толстой, пошедший на войну, добровольцем, заболел тифом, Софья Андреевна проводила у его постели дни и ночи.В ней он нашел не только единственную свою женщину, но и умного друга, с ней он делился всем и во всем исповедовался.С ней изъездил пол – России и с нею уединился в российской сельской глуши. Любовь Алексея оказалась «вечным чувством…»