Семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого Проект - презентация урока в 10 классе.(2ч.)
Цель: Привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить отношения с родителями на адаптивной основе. Задачи: Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Организовать интеллектуально – познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока. Развивать индивидуальные способности и творческие возможности учащихся. Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.
«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой)
1-ая группа: систематизирует материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство».2-ая группа: изучает материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л. Н. Толстого.3-я группа: анализирует сцены, показывающие семейную жизнь в романе «Война и мир».Индивидуальное задание:Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.
«Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом…» (Л.Н.Толстой).«…Целый день тупое, тоскливое состояние… Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и … быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому бы я мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей – ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, - но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумие, но все это правда».
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» Л. Н. Толстой.Эпиграф: «Раннее детство – тот период, «в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят». (Л. Н. Толстой). Задание: Систематизировать материал о матери и отце по прочитанным главам повести «Детство».
МАТЬ. Какие события происходят в главе «Маман»? Какой мы видим здесь мать?Какое общее впечатление от матери остается в этой главе? Почему Л.Н.Толстой не дает ясного портрета матери?Счастлива ли Наталья Николаевна в личной жизни? Как она встречает близкую смерть?
ОТЕЦ. Что мы узнаем об отце из главы «Папа»?Какие две страсти отмечает Толстой в отце в главе «Что за человек был мой отец»?Как отец относится к людям? Любили ли его окружающие?Что он любил в жизни? Что доставляло ему радость и счастье? Для чего живет этот человек?В какой атмосфере жил Николенька?
Лев Николаевич Толстой и его семья. Эпиграф «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой.Задание:Изучить материалы, связанные с традициями и преданиями в семье Л.Н.Толстого.
О своем детстве Л. Н. Толстой вспоминает как о чем – то особенно светлом, прекрасном, гармоничном.«Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее»,-так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом.
«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Задание: Проанализировать сцены, показывающие семейную жизнь в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».Эпиграф: « Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, и были семейные». (Н.Страхов). «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век». (А.И.Герцен).
Семья Ростовых. Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого?К какому типу семьи примыкают Ростовы?Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых? Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений.Что будет значить семья в жизни Наташи – матери?
Семья Болконских. Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских? Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что общего у них у всех?Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских.Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?
Семья Курагиных. Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть», «жертвенность»?
Какая же семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?
«От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям». ( Н.Я. Берковский).
И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования – это мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа – только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале 21 века, спустя 139 лет после того, как она написана, читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живет, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И все – не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть». (А. Яшин).
«Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Эпиграф: « Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Каренине» я любил мысль семейную…» (Л.Н. Толстой).
Каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям. Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.
Мы перестали радоваться, но самое страшное – перестали удивляться. Удивляться всему: рождению ребенка, восходу солнца, приходу весны. Не хами пожилому, накорми его чем – нибудь вкусненьким, даже если у него нет зубов; перед смертью скажи последнее ласковое слово. Отдай свое время и удели внимание ребенку. Пожалей женщину. А женщина – потерпи немного, если муж достоин этого. Повернись к своим друзьям. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчета в процессе нашего возрождения – это дом, семья. В это я верю».Народная артистка СССР Ольга Волкова
Об авторах: Венина Вера Александровна – учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»;Савинова Валентина Михайловна - учитель русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»;Федорова Надежда Алексеевна - учитель русского языка и литературы МОУ «Топкановская СОШ»;Ширяева Ирина Ивановна – воспитатель, учитель английского языка МОУ «Топкановская СОШ».