Л.Н. Толстой «После бала»
Композиция – состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Основные композиционные приемы: Повтор Усиление Противопоставление Монтаж
Основной композиционный принцип Зеркальная композиция – сочетание повтора и противопоставления. Противопоставление заложено уже в названии: во время бала – «После бала».
Во время бала После бала Место действия Музыка Персонажи Чувства И.В.
Во время бала После бала Место действия «Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты -знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный…» «…я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное…»
Музыка «В душе у меня все время пело и слышался мотив мазурки…» «Звуки флейты и барабана»; «…какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка»; «барабанщик и флейтщик…не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливуюмелодию»
Персонажи «…у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. …такая же добродушная, как и он, жена его, в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью…» «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались»; «кузнец в засаленном полушубке и фартуке»
Персонажи Варенька:«… была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках… и в белых атласных башмачках»; «…ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые милые глаза» «…что-то страшное, приближающееся ко мне.» «…оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его» «Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер – офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед – и тогда унтер – офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад». «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». «Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте»
Персонажи «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.» «…и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.» «Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки» «И, не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец…» «Полковник шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу…» «Подать свежих шпицрутенов!» - крикнул он, оглядываясь, и увидал меня…» «…самоуверенный, гневный голос полковника…»
Чувства Ивана Васильевича «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно только добро…» «Я обнимал в то время весь мир своей любовью…» «Все было мне особенно мило и значительно…» «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой…» «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища…»
Детали «…натянув замшевую перчатку на правую руку,- «надо все по закону», - улыбаясь, сказал он…» «Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками…» Полковник «подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней…» «И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина» «Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся»