ЛЮБИ ЖИВОЕ Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе Вастьянова Лариса Леонидовна – учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа» 2012 год
М. М. Пришвин Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух. Зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
Назови животное, к какой группе животного мира оно относится? Назови животное, к какой группе животного мира оно относится? Вспомни произведение, в котором с ним познакомились. Расскажи по вопросам, что интересного удалось о нём узнать из произведения? 4. Работай в течение урока по таблице!
Таблица исследования произведений раздела
И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек» Кто такие листопаднички? Кого встретил зайчонок во время путешествия? Почему он там остался? Чему научился маленький зайчонок?
В. Астафьев «Капалуха» Какую птицу охотники называют капалухой? Что вам стало известно о гнезде капалухи? Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
В. В. Бианки «Мышонок Пик»
В. И. Белов «Малька провинилась» «Ещё про Мальку» Как выглядела Малька? Почему получила такую кличку? Какое открытие сделал писатель? Что произошло весной? Как это характеризует Мальку? В каких ещё произведениях раздела встречаются собаки? Что узнали о них?
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»
Знаете ли вы, что … Распространены они практически по всему свету, и всего их насчитывается около 2000 видов. Все светлячки (и самцы и самки) обладают способностью испускать в темноте фосфоресцирующий свет. Более того, светятся (только чуть слабее) даже личинки, куколки и отложенные жуками яички. Орган свечения у светлячков располагается на конце брюшка. Известный энтомолог Эвелин Чисман в 1932 году в своих статьях писала, что некоторые экстравагантные дамы перед вечерними праздниками украшали светлячками свои платья и даже прическу, и в темноте создавалось впечатление, что это бриллианты.
И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек»
В. В. Бианки «Мышонок Пик» Почему эти птицы хищные? Как пишет о чайках В. Бианки? Почему случилось кораблекрушение? Почему крупную хищную птицу скопу называют «рыболов»?
И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек» Как с ней встретился Листопадничек? Что о ней сказал Бобр? Какие ещё враги были у Листопадничка с бобрятами?
Б. Житков «Про обезьянку» Какой породы была обезьянка? Что у ней особенного? Как Б. Житков описывает внешний вид обезьянки? Какие забавные истории происходили с обезьянкой?
Подумайте, можно ли связать содержание рассказа Б. Житкова со словами известного французского писателя и лётчика А. Сент - Экзюпери?
Что объединяет все произведения раздела «Люби живое»?
Домашнее задание Закончить оформление таблицы исследований произведений раздела, добавив в неё названия животных, о которых не говорили на уроке. Кто это ?
Список использованных источников http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=540