Литература XVIII века Фудина И.В., учитель русского языка и литературы школы-интерната 330 ОАО «РЖД».
Была та смутная пора,Когда Россия молодая,В бореньях силы напрягая,Мужала с гением Петра.А.С.Пушкин
Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин
Временной лучX-XIII ввДревнерусская литератураXVII – н.XVIII ввЗападно-европейский классицизм Русская литература XVIII века?Русская классическая литература XIX векаЗолотой век русской литературы
Истоки мирового классицизма Франция, XVII век Воззрения Корнель Мольер Буало
Н.Буало (трактат)«Поэтическое искусство»Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.Напрасно кажется, что с ним в войне она:Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.Коль тщательно искать, то вскоре острый разумПривыкнет находить ее легко и разом;Рассудка здравого покорствуя ярму, оправу ценную дает она ему.
Герою своему искусно сохранитеЧерты характера среди любых событийНо строгой логики от вас в театре ждут;В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.Вы новое лицо ведете на подмостки?Пусть будет тщательно продуман ваш герой,Пусть остается он всегда самим собой.
Основное свойствоОбращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам;Нормативная поэтика
В основе эстетики Принцип рационализма и «подражания природе» Рационализм
Черты классицизма Культ разумаХудожественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целоеСтрогая сюжетно-композиционная организация, схематизмЖизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства
Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляютсяИдеализация героев, утопизм, абсолютизация идейПодчеркивается объективность повествованияАктивное обращение к общественной, гражданской проблематике
«Система амплуа» Амплуа - стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу.Сюжет основан на «любовном треугольнике»
Принцип трех единств Единство времениЕдинство местаЕдинство действия
Композиция В пьесе 4 акта – в третьем кульминация, в четвертом развязкаОсобенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысториюДействие замедляется длинными монологами основных персонажей
Строгая иерархия жанровВЫСОКИЕТрагедия, эпопея, одаНИЗКИЕКомедия, сатира, басня