Литература XVIII века Классицизм в русском и мировом искусстве.Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Спасская общеобразовательная школа» Мезенцева Т.С.
Периоды развития литературы XVIII века Литература Петровского времени.Переходный характер, формирование светской литературыИмена Феофан Прокопович
Становление новой литературы 1730-1750гг.Формирование классицизма. Расцвет жанра оды.ИменаВ.К.ТредиаковскийМ.В.ЛомоносовА.П.Сумароков
1760- первая половина 70-х годовЭволюция классицизма.Расцвет сатиры. Зарождение сентиментализма.Имена Н.И.НовиковВ.И.МайковПоследняя четверть векаКризис классицизма.Оформление сентиментализма.Имена Д.И.ФонвизинИ.А.КрыловН.М.КарамзинВ.Г.Державин
Рус. литература 18 века восприняла опыт европейской литературы, но сохранила лучшие традиции Древней Руси: гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
Истоки мирового классицизма Франция 17 века Воззрения, которые принадлежали французским драматургам Корнелю и Мольеру и теоретику Н.Буало.
Основное свойство Обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.В основе эстетикиПринцип рационализма и «подражание природе».
Черты Рационализм;Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;Положительные и отрицательные герои противопоставляются;Активное обращение к общественной , гражданской проблематике.
Лозунг классицизма Подражание природе, подчинение правилам.Произведения строятся по «Алгебраической формуле».Рационализм.
Герои четко делятся на положительных и отрицательных героев.Каждый герой носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), это выражается в «говорящих фамилиях».
«Система Амплуа» Амплуа – стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу.Идеальная героиня.Герой-любовник.Второй любовник.Резонер.Субретка.
Сюжет «любовный треугольник» Героиня - герой любовник - второй любовник.
Принцип трех единств Единство времени (действие развивается не более суток).Единство места (в одном месте).Единство действия (одна сюжетная линия, действующих лиц не более 10).
Требования к композиции В пьесе 4 акта.В третьем – кульминация, в четвертом развязка.Пьесу открывают второстепенные герои, рассказывают предысторию.Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Строгая иерархия жанров Высокие В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также мифологические и библейские сюжеты. Главная идея - служение государству, гражданский долг. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (напр. вместо волк — зверь).
жанры ВысокиеТрагедия, эпопея, ода.НизкиеКомедия, сатира, басня.
Итог Классицизм возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств.Необходимость упорядочивания жизни в таком государстве приводят к нормированности искусства.Искусство сознательно поставило задачу социального и нравственного воспитания сограждан.