Словесность наша явилась вдруг в 18 веке. Словесность наша явилась вдруг в 18 веке. А.С.Пушкин. В. И. Федоров называет четыре периода: I период — литература петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность — интенсивный процесс „обмирщения“ (т. е. замены литературы религиозной литературой светской).
II период (1730—1750) характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. II период (1730—1750) характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. III период (1760-е — первая половина 70-х годов) дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма. IV период (последняя четверть века) начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций».
Литературное направление - сложившаяся система взглядов на роль, задачи, особенности литературы среди группы писателей. Литературное направление - сложившаяся система взглядов на роль, задачи, особенности литературы среди группы писателей. 1. Петровская эпоха: главные качества литературы : злободневность, жизнеутверждающий пафос установка на общедоступность.
- пьесы, написанные преподавателями - пьесы, написанные преподавателями духовных учебных заведений. Школьная драма могла наполняться политическим содержанием. Лучшей пьесой школьной драматургии считалась трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир».
Характерно: Характерно: - языковая пестрота, - варваризмы, - славянизмы.
церковный деятель и писатель. церковный деятель и писатель. сочиняет духовные вирши, элегии, эпиграммы. составил курсы « Поэтики» и « Риторики» на латинском языке. предложил различать три стиля : «высокий», «средний» и «низкий».
литература 18 века обращает свое внимание литература 18 века обращает свое внимание на поступки ярких исторических персон, влиявших на судьбы стран, писатели указывают на их положительные качества. Авторы не были в стороне от событий, пытались указать пути развития страны, как действовать на благо Отечества, какими быть. Литература имеет гражданственную направленность.
2. Классицизм: 2. Классицизм: ( с лат. Classicus) – «образец», образцовый». Возник в Европе в 17 веке, впервые во Франции, во времена короля Людовика XIV. В России – в 18 веке. Представители классицизма ставили своей задачей создать гармонию в произведении. Если в жизни гармонии нет, значит, она должна быть в произведении.
А.Д.Кантемир А.Д.Кантемир (1708-1744г.г.) В. К. Тредиаковский (1703—1769) М. В. Ломоносов (1711—1765) А.П.Сумароков (1717—1777)
Показать жизнь такой, какой она должна Показать жизнь такой, какой она должна быть согласно разуму (а не такой, какая она есть). Герой обычно воплощает какую-то определенную черту характера (положительную или отрицательную). Идеалом является человек долга, приносящий пользу обществу, патриот, гражданин. Ясность и четкость языка героев, часто говорят «одинаковым языком» (нет социальной характеристики через речь). Простота сюжета (нет фантастики).
Стройность композиции ( 1 сюжет, нет разных Стройность композиции ( 1 сюжет, нет разных сюжетных линий). Правило трех единств: времени, места и действия, т.е. одно действие должно происходить в одном месте в одно время. Не должно быть героев, которые не играют на сцене. Внимание к произведениям античности, которые использовались в качестве образцов. Строгость в жанровом делении ( высокие жанры- трагедия, ода, поэма; Низкие жанры- комедия, сатира, басня). 10.Рационализм (требование соразмерности частей произведения, гармонии).
Особенностями русского Особенностями русского классицизма являются: а) гражданственность, б) интерес к личности. в) сатирическая направленность.
3.Сентиментализм: 3.Сентиментализм: (от франц.sentiment – «чувство») Сентиментализм- направление в искусстве, возникло в 18 веке. В России сентиментализм появился в 60-70 гг. 18 века. Сентиментализм противоположен классицизму, где на первом плане выступал разум, а не чувства. Задача писателей- сентименталистов – заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, вызвать слезы умиления.
А.Н.Радищев (1749-1802) В.А.Жуковский (1847-1921) Н.М.Карамзин (1766-1826)
В центре внимания – мир чувств героя. В центре внимания – мир чувств героя. Идеал- добродетельный герой с богатым духовным миром, умеющий сочувствовать окружающим. Интерес к жизни простых людей, идеализация этой жизни. Особо внимание к природе. Восхищение ею (пейзаж иллюстрирует чувства героя, человек должен жить в гармонии с природой). Духовное равенство всех людей, независимо от их социального положения.
Речь не является средством характеристики Речь не является средством характеристики героев (как и в классицизме), все говорят на разговорном языке дворянского сословия. Важное место в произведении занимает личность автора, который делится с читателем своими чувствами, мыслями (повествование от первого лица). Жанры: эпистолярный роман (письма, дневники, путевые заметки), повесть, элегия, роман, мемуары, лирические песни.
особенностями русского сентиментализма особенностями русского сентиментализма являются: а) сильная дидактическая установка; б) выраженный просветительский характер; в) введение в литературный язык разговорных форм.
Выучить лекцию. Выучить лекцию.