Живопись М.Ю. Лермонотова Презентацию приготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 119 г.Новосибирска Рябизова В.С.
Пейзаж с двумя березами. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828 -1832 г.
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835 г.
Тамань. 1837 г. Рисунок М. Лермонтова.
Варвара Александровна Лопухина, которой посвящено это стихотворение, – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М. Ю. Лермонтова. Поэт встретился с ней в 1831 году, она была младшей сестрой друга Лермонтова -Алексея Лопухина. Она не гордой красотоюПрельщает юношей живых,Она не водит за собоюТолпу вздыхателей немых,И стан е не стан богини,И грудь волною не встает,И в ней никто своей святыни,Припав к земле, не признает,Однако все ее движенья, Улыбки, речи и чертыТак полны жизни, вдохновенья,Так полны чудной простоты.Но голос душу проникает,Как вспоминанье лучших дней,И сердце любит и страдает,Почти стыдясь любви своей.
Последний раз они видятся мимолетно в 1838 г., когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе.Она была одних лет с поэтом, и это было, между прочим, причиной многих страданий для Лермонтова, потому что Варенька по годам своим была членом общества, когда ровесник ее, Мишель, все еще считался ребенком. Характер ее, мягкий и любящий, увлекал его. Он, сопоставляя себя с нею, находил себя гадким, некрасивым, сутуловатым горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки.
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.1837 г.
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова-художника одно из важнейших мест. В них он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства.
Воспоминания о Кавказе. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.До Лермонтова в живописи не было романтического Кавказа, он был только в поэзии, созданной Жуковским и Пушкиным. Стоит отметить, что многие кавказские картины и рисунки Лермонтова напоминают кавказские пейзажи в его сочинениях, но это, конечно, не иллюстрации: это разные произведения об одном и том же.
Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами)Хотя я судьбой на заре моих дней,О южные горы, отторгнут от вас,Чтоб вечно из помнить, там надо быть раз:Как сладкую песню отчизны моей,Люблю я Кавказ.В младенческих летах я мать потерял.Но мнилось, что в розовый вечера часТа степь повторяла мне памятный глас.За это люблю я вершины тех скал,Люблю я Кавказ.Я счастлив был с вами, ущелия гор,Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.Там видел я пару торжественных глаз;И сердце лепечет, воспомня тот взор:Люблю я Кавказ.
Вид Пятигорска. Масло. 1837 г.
Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840-41 г.
Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 1840 г.
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.Автолитография, раскрашенная акварелью. (Название дано Лермонтовым.)1837-38 г.
Вид Тифлиса. Масло.1837 г.
Крестовый перевал. Масло.1837- 38 г.
Сцена из кавказской жизни. Масло.1838 г.
Столыпин А. А. (Монго) в костюме курда. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1841 г.
Черкес. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г. Неизвестный молодой человек в синем (С. А.Раевский?). Акварель.
Тройка, выезжающая из деревни. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832 - 1834 г.Юнкер Л.Н. Хомутов. Карандаш.1832-34 г.
Эпизод из маневров в Красном Селе. Сепия. (Утрачена в 1941 году) 1834-35 г.
Живописные произведения Лермонтова не профессиональны, они нередко грешат против правил мастерства, но все имеют только им присущую гамму красок, своеобразный аспект восприятия природы, подлинных зрительных впечатлений поэта