Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Урок-исследование
Цели урока: Последовательно преодолеть литературоведческие уровни.Проанализировать поэму «Мцыри».
1. Вступительное слово учителя Путешествие в историюИстория поэмы уходит в далекое прошлое. Многие ученые считают, что далекими предшественниками сегодняшних поэм были сложившиеся в древности эпопеи. «Илиада» и «Одиссея» Гомера повествовали о событиях, которые задолго до жизни автора. За героическим эпосом Гомера последовал поучающий слушателя эпос Гесиода «Труды и дни» о жизни крестьянства и о том, как она должна протекать. Вслед за героическим эпосом появился эпос римский: «Энеида» Вергилия, затем «Метаморфозы» Овидия. Эти огромные по объему стихотворные произведения были звучны и торжественны. Торжественные эпические произведения создавались и в России в ХVIII веке. Это «Россияда» и «Владимир Возрожденный» М.М. Хераскова. К ХIХ веку жанр громоздких и высокопарных эпических поэм устарел. Стали создаваться более легкие по сюжету Поэмы, к примеру «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина – поэма-сказка, завершившая жанровые поиски этого периода в нашей литературе. «Жанровую революцию» в поэме совершил Байрон. Русская литература ХIХ века богата прекрасными поэмами, например, «Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Портрет» А.К. Толстого и др.
2. Вопрос на эрудицию Что изменил Байрон в жанре поэмы?
Ответ «Жанровая революция» Байрона в поэме заключалась в следующем:он ввел элементы лирики;сократил объем произведения;уменьшил количество персонажей;поставил во главе сюжета романтического героя.
3. Теоретическая разминка Поэма (от греческого – делаю, творю) – лироэпическое произведение большого объема, стихотворное произведение. В поэме автор повествует о поступках героя, событиях, в которых тот участвует, его переживаниях и одновременно передает свое отношение к изображаемым событиям.Вопрос для обсуждения: что общего и в чем отличие лироэпических жанров: баллады и поэмы?Обоснуйте свой ответ.
4. Задание-конкурс:«Знатоки поэм М.Ю. Лермонтова»Кто больше «накопит» правильных ответов?1) Какая поэма написана М.Ю. Лермонтовым в 1828 году?2) Какая поэма написана М.Ю. Лермонтовым в 1830 году?3) Какая поэма написана М.Ю. Лермонтовым в 1832 году?4) Какая поэма написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году?Выбери правильный ответ:1) «Мцыри»2) «Черкесы»3) «Джулио»4) «Моряк»
5. Комментированное сопровождение учителя… Для того чтобы грамотно проанализировать поэму «Мцыри», необходимо подняться по этой «литературоведческой пирамиде» к вершине лермонтовского мастерства
6. «Литературоведческая пирамида». Тематика «Мцыри»Тематика – это совокупность тем. Комментированное чтение «Мцыри».
7. «Литературоведческая пирамида». Поэтика заглавия поэмы «Мцыри». Запись в тетрадиМ.Ю. Лермонтов долго колебался при выборе заглавия поэмы. Даже в год окончания он назвал ее в рукописи«Бэри» (по-грузински «монах»). Но в конце концов издал под названием«Мцыри» – «неслужащий монах». В грузинском языке это слово имеет еще значение: пришелец, чужеземец, человек, не имеющий родных, близких.Определите вид заглавия поэмы.Обоснуйте свой выбор.
8. «Литературоведческая пирамида». Жанр «Мцыри». Запись в тетради«Мцыри» – лирическая поэма, потому что в ней дается изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий.Докажите текстом.Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так какповествование от имени героя дает возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик. Докажите текстом.
9. «Литературоведческая пирамида». Сюжет «Мцыри»В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация: бегство из неволи, главныйгерой – беглец.Творческое задание. Нарисуйте схему, по которой развивается сюжетная линия.
10. «Литературоведческая пирамида». Образ Мцыри«Увы! – за несколько минутМежду крутых и темных скал,Где я в ребячестве играл,Я б рай и вечность променял…»«Ты хочешь знать, что делал яНа воле? Жил – и жизнь мояБез этих трех блаженных днейБыла б печальней и мрачнейБессильной старости твоей…»Творческое задание. «Нарисуйте» психологический портрет Мцыри, используя его монологи. Почему герой не имеет имени?
11. «Литературоведческая пирамида». Стилистические особенности «Мцыри»Яркие средства художественной выразительности Лермонтов использует как для пейзажного (внешнего) изображения, так и для раскрытия внутренних переживаний героя.Поэма насыщена эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами, риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями, элементами фольклора.
12. «Литературоведческая пирамида». Стилистические особенности «Мцыри». Заполните таблицу
13. Творческий вопросПомогает или мешает искусство живописи постижению вершины лермонтовского мастерства?
14. Творческое задание Определите, к каким эпизодам из поэмы «Мцыри» были созданы эти иллюстрации.
15. Заключительное слово учителя Вершина лермонтовского мастерства – создание глубоко идейной и высокохудожественной поэмы, о которой В.Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».
16. Домашнее задание Напишите собственное суждение о поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!