Классицизм в русской литературе
Была та смутная пора,Когда Россия молодая,В бореньях силы напрягая,Мужала с гением Петра.А. С. Пушкин Словесность наша явилась вдруг в XIII веке.А. С. Пушкин
Какое из этих зданий относится к классицизму? Докажите. Вспомните черты классицизма.
А. Лосенко. Владимир перед Рогнедой
И.Никитин. Портрет напольного гетмана
Д.Левицкий. Портрет Демидова
Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»: Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.Напрасно кажется, что с ним в войне она:Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.Коль тщательно искать, то вскоре острый разумПривыкнет находить ее легко и разом;Рассудка здравого покорствуя ярму,Оправу ценную дает она ему.
Герою своему искусно сохранитеЧерты характера среди любых событий.Но строгой логики от вас в театре ждут;В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.Bы новое лицо ведете на подмостки?Пусть будет тщательно продуман ваш герой,Пусть остается он всегда самим собой.Н. Буало
Что характерно для классицизма: Основное свойство — обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе».
Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков — подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум).
культ разума;художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;подчеркивается объективность повествования;активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Амплуа— стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»:героиня — герой-любовник — второй любовникВ конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе: Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. единство времени: действие развивается не более суток; единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое; единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Требования к классицистической композиции В пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Четкое деление на высокие и низкие жанры