Презентация к уроку литературы в 5-ом классе Михальчик Людмила Давыдовна,учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ № 126»г. Барнаул2011г.
Вспомните!Что такое фольклор ? Фольклор в переводе с английского «Folk»- (народ) +«Lore»- (знание, мудрость) = народная мудрость Фольклор- это устное народное творчествоЭтот термин был введён в XIX веке
Жанры детского фольклора ИгрыСчиталкиДразнилкиСтрашилкиНебылицыПословицыПоговоркиПеревёртышиСкороговоркиЗагадки
ТЕМА УРОКА Жанры детского фольклора: загадка.Как строится загадка
Цели урока: закрепить понятие «фольклор»;познакомиться с загадкой как жанром детского фольклора;выяснить, как строится загадка, какие типы загадок существуют;развивать воображение, наблюдательность, сообразительность, упорство;воспитывать любовь к произведениям УНТ.
Что такое загадка? Загадка- это такое изображение предмета, которое надо отгадать , растолковать.
Отгадайте , когда это бывает Солнце печёт,Липа цветёт.Рожь поспевает,Когда это бывает?Летом
А когда такое бывает? Пусты поля, Мокнет земля.Дождь поливает, Когда это бывает?Осенью
Побеседуем!Статья в учебнике «Загадка загадки» на с.18-22 Когда и как появилась загадка?Для чего служил потайной язык взрослых?Какую роль играла загадка в жизни человека?Какие законы существуют у загадки?
Законы загадки Загадка называет только признаки или действия предмета и явления, а не сам предмет или явление.Загадка построена на сравнении одного предмета , явления, существа с другим.
Сравнение в загадке Кругла, а не девка,Желта, а не масло,С хвостом, а не мышь. РепаКривее серпа,Круглее скалки,Белее снега, Краснее крови.Луна
Что главное в загадке? Главное в загадке- необычность и точность сравнения, замысловатость описания.Загадка заставляет видеть поэтичность в самых прозаических (обыденных ) вещах.
Аристотель говорил: «Из хорошо составленных загадок можно заимствовать прекрасные метафоры; метафоры заключают в себе загадку, так что ясно, что загадки- хорошо составленные метафоры».
Как построена загадка? состоит из двух частей: загадки и отгадки; имеется наличие рифмы;используется игра слов;есть логика.
Типы загадок
Типы загадок
Художественный образ в загадке 1.Мужик идёт по лесу,Зеркало за поясом.2.Сидит на ложке,Свесив ножки.3.Написана грамоткаПо синему бархату,И не прочесть этой грамоткиНи попам,Ни дьякам,Ни умным мужикам.
Художественные средства, используемые в загадке противопоставлениеотрицаниепреувеличениеэпитет(яркое, образное определение)сравнениеупотребление слов в переносном значении
Зачем нужна загадка? «Загадка – один из видов освоения мира; познавательная ценность загадки очевидна, потому что процесс отгадывания есть целенаправленная игра ума, которая даёт эмоциональную реакцию ( смех, удовольствие, удовлетворение) и в результате которой бессмыслица исчезает ,а предмет раскрывается в его сущности»,- говорила М.Рыбникова
«Загадочная» разминка для ума Живут два братца через дорожку, а другдруга не видят.
Висит сито- не руками свито.
Шёл долговяз- в сыру землю увяз.
Без рук, без топорёнка , построена избёнка
На крайчике , на сарайчике Две куколки сидят -В разные стороны глядят.
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал(а)…Сегодня на уроке мне было…
Домашнее задание 1.Прочитать в учебнике материал на стр. 22-26,выписать в тетрадь все новые понятия и определения.2.Составить книжку-малышку «Загадки».
Спасибо за урок!