А.С.Пушкин «Медный всадник» Урок литературы в VII классе Грицаенко Галина Ильинична,учитель русского языка и литературыНаро-Фоминской сош № 1
Цель урока:Начать знакомство с поэмой «Медный всадник» Задачи:Обучающие:Выявить историко-литературное и жанровое своеобразие поэмы; Определить фольклорные традиции в изображении величия и мощи исторической личности Петра I;- Выяснить, какие стороны преобразовательной деятельности Петра через «сто лет» отмечает Пушкин;Дать понятие о перифразеРазвивающие: Развивать навык выразительного чтения; Совершенствовать навыки анализа текстаВоспитывающие: Формировать интерес к изучению русской истории; Воспитывать патриотические чувства
Памятник Петру Iв Петербурге.Открыт в 1782 году наСенатской площадиСкульпторМ.Фальконе
Памятник Петру I в Москве Скульптор З.Церетели Памятник Петру I в Санкт-Петербурге Скульптор М.Шемякин
Словарная работа приют убогого чухонца отсель грозить мы будем шведу назло надменному соседу в Европу прорубить окно все флаги в гости будут к нам полнощных стран краса и диво порфироносная вдова
Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге(постройки 1823 года) Адмиралтейство первоначально задумывалось Петром только как верфь для постройки кораблей(была заложена в 1704 году).Позднее здесь располагались Морское министерство, Главный военно-морской штаб, Гидрографическое управление.Высота башни 72 метра, наверху кораблик-флюгер, символ Санкт-Петербурга. …и светлаАдмиралтейская игла…
Тропы (выразительные средства языка)Перифраз – троп, в котором используется вместо одного понятия несколько Перифразы:- Петра творенье- приют убогого чухонца- полнощных стран краса и диво- печальный пасынок природы
Иллюстрации к поэме «Медный всадник» Художник Константинов Ф.Д. В поэме изображенопетербургское наводнение, которое было 1 ноября 1824 года
Главный герой поэмы, ожившая статуя, – Всадник Медный
Петр Первый в изображении художника Константинова Ф.Д.
Какие стороны преобразовательной деятельности Петра через «сто лет» отмечает Пушкин в строках: «…и юный град… Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов… Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод…»?
О конфликте в поэме Конфликт в литературном произведении – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета - Между «маленьким человеком» и властью; - Между природой и человеком; - Между городом и стихией; - Между личностью и историей; - Между реальным и мифологическим
Жанр поэмы «Медный всадник» «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.Н. Берхом». А.С.Пушкин
1.Место рождения А.С.Пушкина2.Кто главный герой поэмы «Медныйвсадник»?3.На какой реке воздвигнут Петербург?4.О каком событии рассказывает А.С.Пушкин в поэме «Медный всадник»?5.Как называется поэма, посвященнаябитве со шведами?6.Как называет А.С. Пушкин финского рыбака в поэме «Медный всадник»?7.К какому жанру относил А.С. Пушкин свое произведение «Медный всадник»?8.Какое учебное заведение закончилА.С.Пушкин?9.Как называется троп, когда вместоодного понятия используется несколькодругих?
1.Золотарева И.В., Егорова Н.В. «Поурочные разработки по литературе». Москва, 2006.2.Коровина В.Я. «Пушкин в школе». Москва, 1978.3.Пушкин А.С. «Полное собрание сочинений». Том 5, Москва, 2001.4. «Словарь литературоведческих терминов». Москва, 1974.