И.С.Тургенев роман «Отцы и дети» Автор: Поломошнова Т.А. Самым «нашумевшим» романом И.С.Тургенева (1818 – 1883г) явился роман «Отцы и дети» (1862г.). В критике появились отзывы: «Отцы и дети» – едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе». Антонович назвал главного героя романа Евгения Базарова «карикатурой на молодое поколение».
Летом 1860 года Тургенев обратился к изучению немецких материалистов, которые убеждали, что «не должно прислушиваться к опыту отцов, а должно верить только в круговорот химического вещества и физиологию…». Тургенев создал молодого героя, убежденного, что естественно-научные открытия объясняют в человеке и обществе абсолютно все, и отвергающего опыт поколений, душу, чувства, искусство, авторитеты. Нигилист – разрушитель Базаров верит только в «материю и силу».
Трагический характер конфликта в романе Нигилист- материалист Евгений Базаров противопоставлен консерватору и романтической натуре – Николаю Петровичу Кирсанову. Но главным его оппонентом является эстет и аристократ Павел Петрович. Идейные разногласия поколений усилены разногласиями семейными. Столкновения сына, Аркадия Кирсанова, и его отца Николая Петровича постепенно уступают место жизненным нормам и взаимоуважению.
Либерал Павел Петрович Кирсанов говорит о необходимости следовать нормам и верить авторитетам, упрекает Базарова в презрении к простому народу. Базаров утверждает, что «народ заслуживает презрения», а «химик полезнее всякого поэта и философа». Но в Базарове есть и привлекательные стороны: привычка к труду и целеустремленность. Для Кирсанова важны принципы и вера, для Базарова – разрушение авторитетов и принципов. Это крайние позиции, ускользающие от истины.
В романе представлен мир на грани социальной катастрофы: натянутые отношения между господами и слугами, разухабистые мужички, едущие в город пьянствовать, крепостническое запустение, бедные деревни. «Преобразования необходимы», - думает Аркадий Кирсанов, но не знает, как их исполнить. Евгений же убежден, что он знает: все сжечь и построить новое.
Автор романа проводит своего героя через ряд испытаний. Виновницей душевных терзаний Базарова становится Анна Сергеевна Одинцова. Любовь к Одинцовой раскалывает Базарова: одна половина его души не признает романтические чувства, другая – страстно и сильно любит. Одинцова – красивая и сильная женщина. Её красота своенравна и неуступчива. Страсть Базарова пугает Анну, как пожар или наводнение.
Параллельно истории Базарова и Анны развертывается в романе история сближения Аркадия с Катей Одинцовой. Это история о дружбе, постепенно перерастающей в чистую и нежную любовь. Базаров всегда укорял Аркадия в «излишней», по его мнению, доброте: «Ты нежная душа, размазня…». Но именно Аркадий обретает взаимную любовь, семейное счастье, у него рождается сын. Базаров же глубоко несчастен и одинок.
Базаров говорит, что любит своих родителей, но редко навещает их, скучает в отчем доме, всем недоволен… Слуга Базаровых Тимофеич упрекает Евгения: «Верите ли Богу, сердце изныло на родителей ваших глядючи». Заразившись при вскрытии трупа, Базаров теряет свою уверенность и самообладание, спрашивает себя: «Нужен ли я России?» И сам отвечает: «Нет, видно, не нужен…»
В финале романа жизнь входит в будничное русло: Николай Петрович женится на простолюдинке Фенечке. Аркадий Кирсанов – на Кате Одинцовой. Анна Сергеевна тоже выходит замуж «не по любви, а по убеждению». По мысли Тургенева, никогда человек человек не может смириться с бездуховностью и отрицанием жизненных ценностей, он верит во всесилие преданной любви.
С уходом Базарова поэтическое напряжение романа спадает. С его смертью словно «осиротела жизнь». Как сироты приходят родители на могилку сына. Осиротел и Павел Петрович Кирсанов, уехав за границу: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь к стене, он задумывается, горько стиснув губы…» Тургенев «наказывает» своих героев, но и сочувствует им.
«Отцы и дети» в русской критике «Когда Базаров заболевает, жизнь , его окружающая, становится напряженнее… Могила Базарова озарена светом и миром…Базаров отворачивается от природы, не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красе…» ( Н.Н.Страхов) «Герой – торжествующий нигилист. Он остается верен себе до последней минуты…» (Д. Писарев) «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо – а все толкуют:- зачем он так дурен? или – зачем он так хорош?» (И.С.Тургенев)