Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»Урок-исследование
Цели урока: Сопоставить в романе истории любви героевСделать вывод о том, какова концепция любви в романе
Эпиграф к уроку: За невлюблёнными людьми любовь идёт как привиденье…
Первая проблемная ситуация: Здесь представлены две точки зрения на роль любви в жизни человека, какие? Сможем ли мы, не обращаясь к тексту романа сказать, какое же утверждение относится к героям романа? Где слова Тургенева?Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет залог того … благоденствия, которое обещается нам в будущем…Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью движется жизнь…
Вторая проблемная ситуация: Какую гипотезу мы можем выдвинуть для работы на уроке?Какова концепция любви в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»: любовь-страсть или любовь-обещание будущего счастья?
Задачи и методы урока: Задачи:Перечитать главы, где рассказывается о любви герояРаскрыть смысл любви для каждого из героевМетоды:Изучение и анализ художественного текстаСравнение результатов анализаОбобщение, вывод
Пути решения гипотезы: Определим, сколько героев романа проходят «испытание любовью»?4 пары в романе: Николай Петрович и Фенечка, Павел Петрович и княгиня Р., Базаров и Одинцова, Аркадий и КатяСравним эти истории любви и сделаем вывод, какова концепция любви для каждого из героев и для романа в целом.
Николай Петрович и Фенечка В 1856 году Н.П. ночевал на постоялом дворе, хозяйкой которого была мать Фенечки. Ему понравилась хозяйка, он пригласил её к себе экономкой. Фенечке шёл 17 год. Она наследовала от матери любовь к порядку, рассудительность и аккуратность. Мать её вскоре умерла. А к приезду Аркадия сыну Н.П. и Фенечки было уже 7 месяцев.Это естественная и простая любовь, результат их любви –сын, созданная ими семья.
Павел Петрович и княгиня Р. Когда П.П. было уже 28 лет, он встретил княгиню Р. Она была замужем, детей у неё не было, вела странную жизнь, с увлечением предавалась разным удовольствиям, а по ночам плакала и молилась. Во всём её лице только и было хорошего, что глаза, взгляд их быстрый, глубокий, беспечный до удали, тоскливый до уныния – загадочный взгляд. П.П. встретил её на балу и влюбился страстно. Она чуть не свела его с ума своей странной любовью, но охладела к нему. Он терзался и ревновал, она избегала его. Через 10 лет он узнал о её смерти.Это любовь-страсть, наваждение, вспыхнувший и потухший костёр
Базаров и Одинцова Встретил Одинцову на балу у губернатора. Первоначальные его отзывы циничны: «Это что за фигура, на остальных баб не похожа. У ней такие плечи, каких я не видывал давно. Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». При встрече с ней в гостинице он будто сконфузился. После знакомства с ней Базаров изменился, в нём стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, чувство к Одинцовой мучило его и бесило. Базаров тоже понравился Одинцовой, она видела в нём что-то новое, с чем ещё не встречалась.Эта любовь-страсть раздваивает душу Базарова, показывая, что это нигилист может быть романтиком. Эта любовь не «убила» Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу.
Аркадий и Катя Аркадий ещё увлечён Одинцовой, когда она знакомит его со своей сестрой Катей. Когда Катя говорила, то очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, глядела как-то забавно-сурово. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и розовые руки, и чуть сжатые плечи. Хорошо ему было с Катей, он был с нею как дома, она обожала природу и он любил, хотя боялся признаться в этом.Это простая, земная, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая перейдёт в брак.
Аналитическое чтение последнего абзаца романа: Открывается описание картиной сельского кладбища. Но постепенно тон меняется: «вид печальный… деревянные кресты поникли и гниют… каменные плиты сдвинуты… два-три ощипанных деревца», - автор постепенно переходит к торжественному пафосу «не касается человек, не топчут животные, но одни птицы садятся» у могилы Базарова. Потом снова скорбная картина описания страданий старичков-родителей: «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?» Сам автор отвечает философским выводом о вечной жизни природы, оо вечном спокойствии, о вечном примирении, о жизни бесконечной.Значит, любовь сильнее смерти, потому что она вечна!
Какова концепция любви в романе? В романе автор показал и любовь-страсть (Базаров – Одинцова; П.П. – княгиня Р.), и любовь – обещание счастливого будущего (Н.П. – Фенечка; Аркадий – Катя).Для любви-страсти нет будущего, страсть проходит и остаётся пустота, или эта страсть несёт в себе смерть.
Смерть Базарова «Он сделался человеком, вместо того, чтобы быть воплощением нигилизма, и, как человек, он выразил желание видеть любимую женщину». Д.Писарев - Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью движется жизнь… И.С.Тургенев
Список использованной литературы: Приложение к газете «Первое сентября» («Литература»), статья Л. Соболева «Вокруг «Отцов и детей»,1995г.Шаталов С.Е. «Художественный мир Тургенева», М, 1979г«Я иду на урок литературы», сборник статей и материалов к урокам литературы, М, 2004гТургенев И.С., романы, «Дет. лит.», М, 1975г