Образ Базарова в романе И С Тургенева «Отцы и дети»
В романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев знакомит нас с представителем новой, еще только зарождающейся в России, социальной силы, — с Евгением Базаровым, одним из представителей разночинной интеллигенции. Образ его необычен, а поэтому, знакомясь с ним, с его судьбой, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное. Центральное место в произведении занимает образ Базарова - главный герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Базаров — врач по образованию, материалист по мировоззрению. Его привлекают естественные науки, потому что они основаны и опираются на точные экспериментальные данные, на опыт. Он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Евгений Базаров — один в чужой среде. С другой стороны, И. С. Тургенев показал нам человека нового типа в его конфликте со старыми формами психологии, идеологии и быта.
Литературный критик Д. И. Писарев в своей статье «Базаров» писал и указывал на то, что «...у Тургенева... не хватило материалов для того, чтобы вполне обрисовать своего героя с разных сторон" На протяжении всего действия романа «Отцы и дети» автор с интересом наблюдает за о героем и ставит его в различные ситуации. На характер Базарова, его манеру поведения и личность влияет революционность его мышления. Одевается он просто, его не связывает условный этикет. В его облике присутствует даже некая небрежность, он не слишком заботится о том, как будет выглядеть. Но Базаров легко находит общий язык с простыми людьми. «Мой дед землю пахал!» — с гордостью восклицал он. Базаров выступает против дворянских условностей, он смеется над традициями. Отсюда его ироничность, пренебрежение к красивым словам. Иван Сергеевич Тургенев намеренно поставил своего героя в такую среду, которая не хочет и не может понять его.
Большую роль в романе играют сцены споров. Базаров не признает никаких авторитетов, тем более традиций. Главный идейный противник Базарова в романе в стане «отцов» — Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович невзлюбил Базарова с первых же дней приезда «лекаришки» в Марьино. Невзлюбил за неуважение к другим людям, за развязное, как ему кажется, поведение. Павел Петрович как-то признался в беседе с братом:
Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме. Нет, милый брат, полно нам ломаться и думать о свете: мы люди уже старые и смирные, пора нам отложить в сторону всякую суету». На язвительные вопросы Базаров отвечает небрежно, со спокойствием, граничащим с равнодушием. Может быть, именно безразличие Евгения Базарова угнетает Павла Петровича, бьет по его чувству собственного достоинства, самоуважению.
В сцене дуэли решается вопрос о том, кто же является носителем истинного благородства, и в этой ситуации Павел Кирсанов оказался морально побежденным.
Базаров — ученый-естествоиспытатель, материалист и революционер. Он увлечен своим делом, его цель — перепроверить известные уже воззрения на собственном опыте. Базаров опирается на непосредственные ощущения, проявления каких бы то ни было чувств у человека он считает ненужными. Вот в этом он глубоко заблуждался, и Тургенев доказал несостоятельность подобных взглядов, проведя героя через испытание любовью.
Полюбив Одинцову, главный герой, Евгений Базаров, понял, что чувства существуют. Любовь оказалась сильнее теорий, она «растоптала» систему взглядов господина пессимиста. Романтизм, поначалу отвергаемый героем, стап присущ и ему самому.
Герой романа предстает перед нами как человек, не склонный отдать свою жизнь на благо народа. Об этом свидетельствует знаменитое суждение Базарова о белой избе и лопухе. «Да вот, например, — говорит он своему товарищу Кирсанову, — ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, — она такая славная, белая, — вот сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать... Ая и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в бело» избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»
Тургенев сам испытал «невольное влечение» к своему герою. Обращаясь к читателю и критикам, он писал о Базарове: «Вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, — я разделяю почти все его убеждения». Тургенев не был согласен с Базаровым в мыслях об искусстве и природе. Это можно заметить в тексте: Базаров презирает искусство и не признает природу, а Тургенев разворачивает перед нами чудесные пейзажи; Базаров отрицает любовь и дружбу, а Тургенев рисует нам теплые отношения между родителями Базарова и их огромную любовь к самому герою. Получается, что автор был полной противоположностью своему герою.
В предсмертный час Базаров верен своим идеалам до конца и гордо смотрит в глаза смерти. Быть в ожидании собственной смерти, лицом к лицу столкнуться с ней и совсем не испугаться может далеко не каждый. Но эта жизнь логически завершена — Базаров не смог бы осуществить свои намерения в настоящем.
Анализируя роман, Д. И. Писарев писал: «...Павел Петрович и Базаров могли бы, при известных условиях, явиться яркими представителями: первый — сковывающей, леденящей силы прошедшего, второй — разрушительной, освобождающей силы настоящего». Я считаю, что образ Базарова кажется то отталкивающим, то привлекательным и загадочным. В нем много противоречий и несоответствий. Тургенев собрал в нем такие черты, которые никак не могут быть у одного человека. Это собирательный образ нарождающегося явления в русской жизни.
Иван Сергеевич Тургенев о своем любимом детище писал: «...Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели».