Пейзаж в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» Работа выполнена ученицей 10 класса Кожариной Дарьей МКОУ «СОШ №5 города Ершова Саратовской области Руководитель: Степанова В.Г. – учитель русского языка и литературы Молодежный Форум «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова – открытая экспериментальная площадка для творческой молодежи Саратовской области»
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВИван Сергеевич Тургенев - русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности 1860 года. Является общепризнанным классиком мировой литературы. Наряду с Пушкиным, Гоголем, Достоевским, Толстым, Чеховым входит в плеяду лучших писателей «Золотого века» русской словесности.Дата рождения — 09.11.1818Дата смерти — 22.08.1883
«Я страстно люблю природу, особенно в её живых проявлениях», - признавался Тургенев в статье о «Записках ружейного охотника».
Из всех произведений И.С. Тургенева для рассмотрения описания природы (пейзажа) я беру роман «Отцы и дети». Моя задача – рассмотреть в этом произведении как, когда и с какой целью появляется пейзаж (описание природы) в романе?Этим вопросом занимались такие исследователи как Г. Курляндская, А.Г. Цейтлин, П.Г. Пустовойт, Ю.В. Лебедев.
Исследователь П.Г. Пустовойт замечает «тонкий художник, обладающий даром необыкновенной наблюдательности, умеющий замечать «торопливые движения влажной лапки утки, которой она чешет себе затылок на краю лужи».
«небольшие леса, речки с обрытыми берегами, крошечные пруды с худыми плотинами, деревеньки с низкими избёнками под темными, часто до половины размётанными крышами, покривившиеся молотильные сарайчики с зевающими воротцами возле опустелых гумен».
«мужики встречаются все обтерханные на плохих клячонках; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щиплют траву по канавам; церкви, то кирпичные, с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами».
«словно нищие в лохмотьях стоят придорожные ракиты, и среди весеннего красного дня встает белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с её морозами, метелями и снегами».
Лебедев Ю.В. отмечает: «В романе «Отцы и дети» настойчиво звучит тревожная мысль Тургенева. Он видит, что сама история идет навстречу молодости. В России всё меняется, страна переживает время смутное и неопределенное, когда старое, по Тургеневу, подвергается переоценке, а новое теряется в далёких горизонтах будущего».
«Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием ветерка, - всё - деревня, кусты, травы; повсюду нескончаемыми звонками струйками заливались жаворонки…»
По мнению Г. Курляндской, «В одиннадцатой главе романа «Отцы и дети» Тургенев создает объективно-описательный пейзаж наступающего вечера, при чем точное описание конкретных особенностей природы сочетается с анализом психологического персонажа».
«…Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. Мужичок ехал рысцой на белой лошади по темной узкой дорожке вдоль самой рощи: он весь был ясно виден, весь, до заплаты на плече, даром, что ехал в тени; приятно – отчетливо мелькали ноги лошадки. Солнечные лучи со своей стороны забирались в рощу, и пробиваясь сквозь чащу…»
Почему же Тургенев после отрицания Базаровым природы дает этот удивительно прекрасный пейзаж? Каково отношение Тургенева к заявлению Базарова: «Природа не храм, а мастерская, а человек в нём работник»?
Лебедев Ю.В. отмечает: «Если человек хочет быть работником в мастерской природы, он должен считаться с тем, что природа на высших её уровнях – храм, а не мастерская».
«Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно – ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинах; влажная тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».
Отблеск трагической смерти лежит на последних страницах романа.
Так бессмертные любовь и поэзия, поддержавшие Базарова во время трагической гибели, обещают ему теперь жизнь бесконечную. Восхищаясь финалом романа, Герцен писал Тургеневу: «Реквием на конце – с дальним апрошем к бессмертию души - хорош…»
Пейзажи Тургенева очень живописны, они представляют собой реальный мир среднерусской природы. Его пейзажи отличаются резко выраженной эмоциональной тональностью, которая создаётся соотнесенностью с живой человеческой жизнью. Описания природы никогда не изолированы и не бывают замкнутыми. Объективно-описательные пейзажи Тургенева, всегда внутренне психологичны. Даже эти пейзажи несут на себе эмоциональный отблеск писателя, который постоянно рисовал идеальные движения души, порожденные острым ощущением красоты жизни.Малое количество пейзажей в романе Тургенева «Отцы и дети» обусловлено самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играл философский и политический диалог.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРАКурляндская Г. «Метод и стиль Тургенева-романтиста».Лебедев Ю.В. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1982 год.Пустовойт П.Г. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1964 год.Пустовойт П.Г. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», М., 1963 год.Цейтлин А.Г. «Мастерство Тургенева-романиста» М., 1958 год.Жданов М.И. «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении» Л., 1972 год.
СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ=)