Чем жив человек? Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».
Цели и задачи урока: дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности; воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова; учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста; формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия; воспитывать неприятие войны.
Список регалий. М.А. Шолохов (24 мая 1905 года - 21 февраля 1984 года). Академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980), член КПСС (1932), член ЦК КПСС (1961), Нобелевская премия (1965)
ЭПИГРАФ УРОКА. «Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности». М.А. Шолохов.
Родина М.А. Шолохова.
Дом, в котором родился М.А.Шолохов.
М.А. Шолохов с родителями.
М.А. Шолохов с женой.
Вручение М.А. Шолохову Нобелевской премии.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
Встреча автора с героями произведения.
«Мирная жизнь». — В чём видит Андрей Соколов счастье? —Что же так изменяет установившийся порядок в семье?
Сцена прощания.
Военная судьба Андрея Соколова.— Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? - Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?
Эпизод в церкви.
Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.
Соколов после бегства из плена.- Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена? - Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла всё?
Встреча Соколова с Ванюшкой.
А. Соколов и Ванюшка. - К каждому ли человеку просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок? -Почему А. Соколов решается усыновить Ванюшку?
Что ждёт их впереди?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Ответить на вопрос письменно: “Можно ли считать личность Соколова героической?”