II районный образовательный форум Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1 г. Яранска Кировской области» Литературный родник Литературное краеведение в школе
Цели литературного образования становление духовного мира личности, создание условий для внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей
…краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это поможет ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. В. Бианки
Цель проекта: Создание условий для исследовательской деятельности учащихся на уроках литературного краеведения и во внеурочное время Задачи: формировать представления о литературе родного края на основе изучения текстов художественных произведений наших земляков; на основе понимания языка литературы как вида искусства научить анализу художественного произведения как объективной художественной реальности; строить преподавание, используя активные формы работы: исследовательские задания, проектную деятельность, экскурсии, встречи с писателями и учеными; приобщать учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности; развивать творческие способности учащихся; воспитывать любовь к культуре, созданной в Вятском крае.
Ожидаемые результаты Критерии достижения задачи 1. Успешное выполнение тестов о литературе родного края; Успешные выступления на областных встречах юных краеведов-книголюбов; Критерии достижения задачи 2. Грамотный анализ художественных произведений вятских авторов; Критерии достижения задачи 3,4. Успешные выступления в конкурсах исследовательских работ различных уровней; Критерии достижения задачи 5. Диагностика творческих способностей учащихся, занятых в проекте; Критерии достижения задачи 6. Диагностика воспитанности учащихся, занятых в проекте.
Теоретические основы проекта Краеведение - область человеческой деятельности по всестороннему изучению любой части страны, выделяемой по одному из способов районирования. (Н. Н. Щерба, А. В. Мамонтов)
Исследование – один из продуктивных методов преподаванияпостановка проблемы (учителем или учениками); составление плана исследования; накопление наблюдений по тексту художественного произведения; выявление закономерностей, определение их причин; выводы по идейно-художественному содержанию произведения в соответствии с выявленными закономерностями.
Музейные технологии Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями. Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции. Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности. Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно. Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров.
Принципы обновления содержания школьного образования в преподавании литературного краеведения гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность; научность, обеспечение целостности представления учащихся о мире путем интеграции содержания образования; методологическая правильность; ориентация на практическую составляющую; деятельностный подход; личностная ориентация содержания образования.
Подготовительный этап Задача: обеспечить информационную, мотивационную, организационную и другие виды готовности всех участников проекта Сроки: 2006-2007 учебный год Способы диагностики: Наличие плана работы поисковых отрядов; Анализ диагностики готовности педагогического коллектива к инновациям; Самоанализ и анализ уроков литературного краеведения по критериям качества; Расширение фондов музея
Практический этап Задача: реализовать разработанные мероприятия Сроки: 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 учебные годы Способы диагностики: Анализ работы кафедры предметов гуманитарного цикла; Анализ работы РПГ; Отчёт совета музея; Обновление информационных ресурсов; Экспертиза программы «Литературное краеведение»; Отзывы о зале «Литературное краеведение».
Внеклассная работа«Праздник реки Ярань» (2008г.) «Праздник берёзовой рощи» (2008г.) газета «Эковзгляд» (2009г.) социальный проект «Живи, Ярань!» (2008г.) Проектные работы: «Сила слова» «Понимание «малой родины» через «вятский говорок» «Мне русская речь как музыка»
Темы исследовательских работ «Творчество кировских поэтов и писателей В. Ф. Тендрякова, Н. А. Заболоцкого» «Творчество Яранских поэтов – наших современников» «Земляк. Писатель. Человек» - о жизни и творчестве выпускника школы Г.Ф.Боровикова «Стоит небольшой городок на планете» - стихи поэтов-яраничей о войне «Яранский Суворов» – о выпускнике школы В. Смирнове, воевавшем на Кавказе «Человек-легенда» – о выпускнике школы А. Пауткине Отец Матвей - Яранский чудотворец , святой земли Вятской «Темы и образы лирики Н.Шишкиной» и др.
По ступенькам творчества«Молодые побеги» конкурсы чтецов, поэтов, иллюстраторов олимпиады районные и областные литературные праздники
Контрольно-оценочный этап Задача: установить меру соответствия реального результата запланированным и выявить степень отклонения от них Сроки: 2010-2011 учебный год
«+» проекта Проект малозатратный Имеет реальные перспективы дальнейшего развития Новизна разработки в системном подходе к организации литературного образования в школе с использованием музейных технологий, в практической значимости результатов, полученных в ходе исследований.