Контрольная летучка по разделу «Литература ХIХ века», 5 класс. 1.Из какого произведения и какого писателя взят этот текст? «…он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так веяло с тёмных полей, чувствовал, как ветер, летевший ему навстречу, - ветер с родины, -ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчётные звёзды, светившие его пути…».
2.Какие художественные средства использованы в нём? Выпишите примеры, назовите средство. «…он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так веяло с тёмных полей, чувствовал, как ветер, летевший ему навстречу, - ветер с родины, -ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчётные звёзды, светившие его пути…».
3.Чей это портрет? Объясните значение подчёркнутых слов. Определи автора и его произведение.Красные, как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля и люлька с медною цепочкою по самые пяты.
4.Узнай стихотворение по рифме. а)кроет б)лазури крутя золотой завоет бури дитя покой
5.Определи размер стихотворения.а)Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… б)Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!
6.Кто автор этих строк, как называется это произведение? Повтор каких звуков помогает представить картину боя?Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролететь мешала Гора кровавых тел.
Проверь себя.1.И.С.Тургенев «Муму». 3.Казак,встреченный дедом. Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота». Жупан – род кафтана; люлька – трубка; пяты – пятки. 4.а)Пушкин «Зимний вечер»; б)Лермонтов «Парус».
5.а)хорей б)ямб 6.М.Ю.Лермонтов «Бородино». Звуки р, у, о.