Баллада как литературный жанр
Баллада (от прованс. вallar - плясать) – возникла в XIV – XV в. во Франции как лирический жанр. Баллада - это сюжетное стихотворение, построенное на легендарно-историческом, фольклорном бытовом материале. Ей присущ таинственный оттенок. (Словарь литературоведческих терминов)
Баллада претерпела коренные изменения тематического и структурного характера. Первоначально баллада была лирической хороводной песней (провансальская баллада).
Классическая французская баллада XIV – XV в – это лирическое стихотворение без сюжета или с ослабленным сюжетом. Таковы были баллады К.Маро, Ф.Вийона, П.Ронсара. Французская баллада
К.Маро Авторы французской баллады
Франсуа Вийон Авторы французской баллады
Пьер дэ Ронсар Авторы французской баллады
Французская баллада отличалась строгостью строфики (три восьмистрочных строфы и заключительная четырехстрочная строфа) от более свободной по форме итальянской баллады, тоже представлявшей собою лирическое стихотворение и встречавшейся в творчестве Данте и Петрарки. Французская баллада
Франческо Петрарка Данте Алигьери Итальянская баллада
Английская баллада не похожа ни на французскую, ни на итальянскую. Это сюжетная лиро-эпическая поэма строго строфической формы (обычно состоит из четверостиший). Строится английская баллада на фантастическом, легендарно-историческом или бытовом материале. Таковы баллады о народном герое Робине Гуде. Английская баллада
Развивается английская литературная баллада в XVIII и особенно в XIX веках. Важнейшие представители балладного жанра в Англии: Р.Бёрнс, С.Колридж, Р.Саути, У.Блейк, Р.-Л. Стивенсон, В.Скотт. Английская баллада
У.Блейк С.Колридж Авторы английской баллады
Р.Бёрнс Р. Саути Авторы английской баллады
В.Скотт Р.-Л.Стивенсон Авторы английской баллады
Немецкая баллада В Германии баллада первоначально была хороводной песней. Затем она приняла форму сюжетного лиро-эпического произведения на материале сказаний, легенд или античных мифов. Такие баллады писали Ф.Шиллер, И.-В. Гёте, К.Брентано, Л.Уланд, Г.-А. Бюргер и др.
Ф.Шиллер И.-В. Гёте Авторы немецкой баллады
Авторы немецкой баллады К.Брентано Г.-А. Бюргер
Л.Уланд Авторы немецкой баллады
Русская баллада Своеобразный жанр баллады создала русская народная поэзия: это лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. От былины она отличается меньшим размером, от песни – сюжетностью. Среди русских народных баллад известны такие песни-баллады, как «Ванька-ключник», «Сестра и братья-разбойники», «Конь и сокол».
Русская баллада В русской книжной поэзии зачинателем баллады как жанра был В.А.Жуковский, вслед за которым образцы русских баллад дали А.С.Пушкин («Песнь о вещем Олеге»), М.Ю.Лермонтов («Бородино», «Спор», «Три пальмы»), И.И.Козлов, А.К.Толстой, В.Я.Брюсов и др.
В.А.Жуковский А.С.Пушкин Авторы русской баллады
М.Ю.Лермонтов И.И.Козлов Авторы русской баллады
В.Я.Брюсов А.К.Толстой Авторы русской баллады
Примеры литературных баллад
Фридрих Шиллер (1759 - 1805) – великий немецкий поэт и драматург. Уже первая драма Шиллера, «Разбойники» (1781), создание двадцатилетнего юноши, стала вершиной немецкой драматургии. «Благородный адвокат человечества», по словам В.Г. Белинского, Шиллер в своих драмах «Коварство и любовь» (1784), «Дон Карлос» (1787) и в поэзии прославлял свободолюбие, гуманизм и вдохновение.
В дружеском творческом сотрудничестве с И.-В. Гете ярким эпизодом был их «балладный поединок».
Состязание началось в 1979 году, получившем название «год баллады». За этот год Шиллер написал шесть баллад, среди которых «Кубок», «Перчатка», «Ивиковы журавли».
Сюжет баллады «Кубок» Шиллеру уступил Гёте, считая, что он более подходит для драматического дара друга.
Автором великолепного русского перевода баллад Шиллера «Кубок» и «Перчатка» стал В.А.Жуковский.
Вопросы Докажите, что данные произведения – баллады. Какие сцены в балладах Ф.Шиллера показались вам наиболее выразительными? Какова основная мысль баллады «Кубок»? Что было причиной гибели юного пажа? Почему рыцарь Делорж, герой баллады «Перчатка», отказался от награды за свой подвиг?
Спасибо за урок!