PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / Обучение композиционному анализу художественного текста на уроках литературы в средней школе
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Обучение композиционному анализу художественного текста на уроках литературы в средней школе


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Обучение композиционному анализу художественного текста на уроках литературы в средней школе


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Обучение композиционному анализу художественного текста на уроках литературы в с
Описание слайда:

Обучение композиционному анализу художественного текста на уроках литературы в средней школе

№ слайда 2 Содержание Композиция художественного произведения. Композиционные приёмы и сред
Описание слайда:

Содержание Композиция художественного произведения. Композиционные приёмы и средства. Лингвистическая теория композиции. Типы композиции. Виды композиции. Композиционный анализ художественного произведения Композиционный анализ поэтического текста. Композиционный анализ прозаического текста. Композиционный анализ драматического текста. Анализ эпизода прозаического текста. Методические приёмы обучения композиционному анализу текста. «Ионыч» А.П.Чехова на уроках литературы в 10 классе. Методические приёмы. Стихотворение В.Шаламова «Водопад» на уроках литературы в 11 классе. Методические приёмы.

№ слайда 3 Композиция художественного произведения Что такое композиция? Это прежде всего у
Описание слайда:

Композиция художественного произведения Что такое композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника. А.Н.Толстой

№ слайда 4 Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки з
Описание слайда:

Структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, то есть авторские позиции, с которых ведётся повествование (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский

№ слайда 5 Композиционные формы прозаической речи. 1.Повествование. 2.Описание. 3.Характери
Описание слайда:

Композиционные формы прозаической речи. 1.Повествование. 2.Описание. 3.Характеристика. Н.Тамарченко

№ слайда 6 Композиция – связь и соотношение отдельных форм изображения и сцен. Единицы комп
Описание слайда:

Композиция – связь и соотношение отдельных форм изображения и сцен. Единицы композиции – портрет, пейзаж, диалоги, монологи, характеристика и т. д. В.Кожинов

№ слайда 7 Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов
Описание слайда:

Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин

№ слайда 8 Композиция – это взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и х
Описание слайда:

Композиция – это взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно- речевых средств. В.Хализев

№ слайда 9 Композиция драмы – организация драматического действия во времени и в пространст
Описание слайда:

Композиция драмы – организация драматического действия во времени и в пространстве. Е.Холодов

№ слайда 10 Композиционные приёмы. 1.Повтор. 2.Усиление. 3.Противопоставление. 4.Монтаж. А.Е
Описание слайда:

Композиционные приёмы. 1.Повтор. 2.Усиление. 3.Противопоставление. 4.Монтаж. А.Есин

№ слайда 11 Композиционные приёмы и средства. 1.Повторы и вариации. 2.Мотивы. 3.»Крупный» пл
Описание слайда:

Композиционные приёмы и средства. 1.Повторы и вариации. 2.Мотивы. 3.»Крупный» план, «общий» план, умолчания. 4.Точка зрения. 5.Со-и противопоставления. 6.Монтаж. 7.Временная организация текста. В.Хализев

№ слайда 12 Лингвистическая теория композиции Языковая композиция – сопоставление, противопо
Описание слайда:

Лингвистическая теория композиции Языковая композиция – сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В.Виноградов

№ слайда 13 Типы композиции. 1.Простые (линейные). 2.Сложные (трансформационные). А.Есин
Описание слайда:

Типы композиции. 1.Простые (линейные). 2.Сложные (трансформационные). А.Есин

№ слайда 14 Виды композиции. 1.Кольцевая. 2.Зеркальная. 3.Линейная. 4.Умолчание. 5.Ретроспек
Описание слайда:

Виды композиции. 1.Кольцевая. 2.Зеркальная. 3.Линейная. 4.Умолчание. 5.Ретроспекция. 6.Свободная. 7.Открытая и т.д. А.Есин

№ слайда 15 Композиционный анализ художественного произведения Только осознав общий принцип
Описание слайда:

Композиционный анализ художественного произведения Только осознав общий принцип построения произведения, можно правильно истолковать функции каждого элемента или компонента текста. Без этого немыслимо правильное понимание идеи текста. В.Одинцов

№ слайда 16 Композиционный анализ наиболее продуктивен. Все компоненты художественной структ
Описание слайда:

Композиционный анализ наиболее продуктивен. Все компоненты художественной структуры важны не сами по себе, а как отражение эстетической программы автора, который отобрал материал и обработал его в соответствии со своим пониманием, отношением и оценкой. Л.Кайда

№ слайда 17 Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь: выделять в его с
Описание слайда:

Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь: выделять в его структуре значимые повторы, выявлять семантические переклички, выделять языковые сигналы, определять роль композиционных единиц в составе целого, устанавливать связь повествовательной структуры текста с его внешней композицией. Н.Николина

№ слайда 18 Начинать анализ композиции необходимо с опорных точек: кульминации, развязки, си
Описание слайда:

Начинать анализ композиции необходимо с опорных точек: кульминации, развязки, сильных позиций текста, повторов, противопоставлений, перипетий в судьбе героя, эффектных художественных приёмов и средств. Анализ опорных точек – ключ к пониманию логики композиции. А.Есин

№ слайда 19 Композиционный анализ поэтического текста 1.Строфы и стихи. Микротема каждой час
Описание слайда:

Композиционный анализ поэтического текста 1.Строфы и стихи. Микротема каждой части. 2.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды. 3.Композиционные приёмы. Повтор, усиление, антитеза, монтаж. 4.Сильные позиции текста. Название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.

№ слайда 20 Композиционный анализ прозаического текста 1.План текста (микротемы), сюжетная с
Описание слайда:

Композиционный анализ прозаического текста 1.План текста (микротемы), сюжетная схема. 2.Опорные точки композиции. 3.Повторы и противопоставления. 4.Композиционные приёмы, их роль. 5.Сильные позиции текста. 6.Языковая композиция. Ключевые слова, словесные ряды. 7.Вид и тип композиции. 8.Роль эпизода в тексте. 9.Система образов персонажей. 10.Смена точек зрения в структуре текста. 11.Временная организация текста.

№ слайда 21 Композиционный анализ драматического текста 1.Внешняя архитектоника. Акты, дейст
Описание слайда:

Композиционный анализ драматического текста 1.Внешняя архитектоника. Акты, действия, явления. 2.Развитие действия во времени и в пространстве. 3.Роль элементов сюжета в тексте. 4.Значение ремарок. 5.Принцип группировки персонажей. 6.Сценические и внесценические персонажи.

№ слайда 22 Анализ эпизода прозаического текста Что такое эпизод? Предположение о роли эпизо
Описание слайда:

Анализ эпизода прозаического текста Что такое эпизод? Предположение о роли эпизода в произведении. Сжатый пересказ фрагмента. Место эпизода в композиции текста. Какие фрагменты до и после? Почему именно здесь? Место эпизода в сюжете произведения. Экспозиция, завязка, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог. Какие темы, идеи, проблемы текста нашли отражение в этом фрагменте? Расстановка персонажей в эпизоде. Новое в характерах героев. Каков предметный мир произведения? Пейзаж, интерьер, портрет. Почему именно в данном эпизоде?

№ слайда 23 Мотивы эпизода. Встреча, спор, дорога, сон и т. д. Ассоциации. Библейские, фольк
Описание слайда:

Мотивы эпизода. Встреча, спор, дорога, сон и т. д. Ассоциации. Библейские, фольклорные, античные. От чьего имени ведётся повествование? Автор, рассказчик, персонаж. Почему? Организация речи. Повествование, описание, монолог, диалог. Почему? Языковые средства художественной изобразительности. Тропы, фигуры. Вывод. Роль эпизода в произведении. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде? Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

№ слайда 24 Роль эпизода в тексте. 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя,
Описание слайда:

Роль эпизода в тексте. 1.Характерологическая. Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. 2.Психологическая. Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. 3.Поворотная. Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев 4.Оценочная. Автор даёт характеристику персонажа или события.

№ слайда 25 Методические приёмы обучения композиционному анализу художественного произведени
Описание слайда:

Методические приёмы обучения композиционному анализу художественного произведения Создание простого, сложного, цитатного плана. Сжатый пересказ. Мысленная перестановка эпизодов. Сопоставление эпизодов и образов. Восстановление пропущенных звеньев текста. Обоснование роли эпизода в тексте. Придумывание своего финала. Сопоставление сюжета и фабулы. Составление хронологической схемы. Обнаружение различных точек зрения.

№ слайда 26 Ещё приёмы Поиск мотивов в тексте. «Карты Проппа»: структура волшебной сказки. «
Описание слайда:

Ещё приёмы Поиск мотивов в тексте. «Карты Проппа»: структура волшебной сказки. «Грамматика фантазии»: приёмы Д.Родари. Подбор иллюстраций к эпизодам. Создание своих рисунков. Работа с произведением живописи. Устное словесное рисование. Принцип группировки действующих лиц. Расположение сюжетных линий. Обнаружение сюжетных и внесюжетных элементов. Принцип членения материала. Система средств создания образа персонажа.

№ слайда 27 «Ионыч» А.П.Чехова на уроках литературы в 10 классе. Методические приёмы обучени
Описание слайда:

«Ионыч» А.П.Чехова на уроках литературы в 10 классе. Методические приёмы обучения композиционному анализу прозаического текста.

№ слайда 28 Составить простой план рассказа. 1.Д.И.Старцев знакомится с семьёй Туркиных. 2.Л
Описание слайда:

Составить простой план рассказа. 1.Д.И.Старцев знакомится с семьёй Туркиных. 2.Любовь(?) Дмитрия к Екатерине Ивановне. 3.Разлука. 4.Последняя встреча Дмитрия с Екатериной. 5.Жизнь Ионыча.

№ слайда 29 Составить цитатный план рассказа. 1.»Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» (А.
Описание слайда:

Составить цитатный план рассказа. 1.»Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» (А.Дельвиг). 2.»…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало…». 3.»И жаль было своего чувства, этой своей любви…». 4.»…и огонёк в душе погас». 5.»Куда это Ионыч едет?»

№ слайда 30 Найдите сюжетные элементы. 1.Экспозиция. Встреча Старцева с семьёй Туркиных. 2.З
Описание слайда:

Найдите сюжетные элементы. 1.Экспозиция. Встреча Старцева с семьёй Туркиных. 2.Завязка. Влюблённость. 3.Развитие действия. Свидание, предложение. 4.Кульминация. Дмитрий на кладбище. 5.Развязка. Последнее свидание. 6.Эпилог.Ионыч.

№ слайда 31 Составить хронологическую схему. 1.Дмитрий Ионыч Старцев. Лошадей не было. 1 год
Описание слайда:

Составить хронологическую схему. 1.Дмитрий Ионыч Старцев. Лошадей не было. 1 год. 2.Пара лошадей и кучер Пантелеймон. 1 день. 3.4 года. 4.Тройка с бубенчиками. Несколько лет. 5.Ионыч. Едет не человек, а языческий бог.

№ слайда 32 Герой живёт, когда чувствует, герой не живёт, когда нет чувства. Поэтому годы, к
Описание слайда:

Герой живёт, когда чувствует, герой не живёт, когда нет чувства. Поэтому годы, когда Ионыч наживал деньги и становился богатым, прошли для него впустую; пропуская их, Чехов тем самым выражает их значение для героя. Целые годы жизни – ничто, а поездка ночью на кладбище, ничего не принёсшая герою, - жизнь, подлинное чувство. В.Линков

№ слайда 33 Сопоставить начало и конец каждой главы. 1 глава. Семья Туркиных Дмитрию понрави
Описание слайда:

Сопоставить начало и конец каждой главы. 1 глава. Семья Туркиных Дмитрию понравилась. 2 глава. Прозаические мысли. 3 глава. Равнодушие. 4 глава. Равнодушие. 5 глава. Туркины всё так же человечны.

№ слайда 34 Постепенная эволюция в душе Ионыча выразительно передана концовками главок. Мы в
Описание слайда:

Постепенная эволюция в душе Ионыча выразительно передана концовками главок. Мы видим, что Чехов не даёт непрерывного описания процесса «оравнодушивания» Ионыча, он намечает своего рода пунктирную поэтическую линию, и каждая концовка главы фиксирует новый момент этого внутреннего процесса. З.Паперный

№ слайда 35 Определить вид и тип композиции. Вид – кольцевая. Тип – линейная.
Описание слайда:

Определить вид и тип композиции. Вид – кольцевая. Тип – линейная.

№ слайда 36 Финал рассказа возвращает нас к его началу, где говорится о губернском городе С.
Описание слайда:

Финал рассказа возвращает нас к его началу, где говорится о губернском городе С. И о «самой образованной и талантливой» семье Туркиных. Кольцевая композиция усиливает ощущение замкнутости жизненного круга, невозможности его преодоления, трагичности жизни, придаёт всей этой грустной истории притчевый характер, поучительный смысл не только для её участников. В.Крючков

№ слайда 37 Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах. Вера Иосифовна читает свои романы г
Описание слайда:

Найдите тематические повторы в 1 и 4 главах. Вера Иосифовна читает свои романы гостям. Лакей Пава. Шутки Ивана Петровича. Игра Екатерины Ивановны.

№ слайда 38 Сопоставьте два свидания во 2 и 4 главах. Найдите повторы на лексическом уровне.
Описание слайда:

Сопоставьте два свидания во 2 и 4 главах. Найдите повторы на лексическом уровне. Первое свидание. Дмитрий Второе свидание. Екатерина «…сильно волнуясь…» «Ради Бога…пойдемте в сад». «…беспокойно билось сердце…» «…с таким волнением ожидала вас…» «Ради Бога, пойдемте в сад». «…тревожно билось сердце…»

№ слайда 39 Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живу
Описание слайда:

Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами. При первом объяснении она категорична, он неуверен, при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, запрограммированность же, повторяемость остаются. В.Катаев

№ слайда 40 Эпизод «На кладбище». Постройте словесные ряды мотивов. Любовь Лунная ночь Осень
Описание слайда:

Эпизод «На кладбище». Постройте словесные ряды мотивов. Любовь Лунная ночь Осень Присутствие тайны, жизнь тихая, вечная, прекрасная, ждал страстно, страсть, ждёт любви, тела прекрасные, томление. Лунный свет, хорош и мягок лунный свет, звёзды, смирение, глухая тоска небытия, подавленное отчаяние, опустился занавес, луна ушла. Тепло по – осеннему, увядшие цветы, прощение, печаль, покой.

№ слайда 41 В главах первой и второй всё как бы покрыто лёгким покровом поэзии, это веяние к
Описание слайда:

В главах первой и второй всё как бы покрыто лёгким покровом поэзии, это веяние крепнет и растёт, в сцене на кладбище достигает своего апогея. Тут конец «поэзии», и с главы третьей идёт уже сплошная «проза». Всё вместе представляет собой музыкальную композицию. Робкая «поэзия», прозябающая в душе сухой и прозаической, её лебединая песня – на кладбище. А рядом всесильная, всепоглощающая, торжествующая «проза» жизни. Д.Овсянико-Куликовский

№ слайда 42 Назовите композиционные приёмы. Повтор. Монтаж.
Описание слайда:

Назовите композиционные приёмы. Повтор. Монтаж.

№ слайда 43 Архитектоника рассказа, его строение основано на одном главном принципе: повторе
Описание слайда:

Архитектоника рассказа, его строение основано на одном главном принципе: повторении, которым пронизан весь текст. В нём представлена целая иерархия повторов, они наслаиваются друг на друга, перекрещиваются, усиливая яркость образов. Этот приём характерен и для других чеховских рассказов. В.Троицкий

№ слайда 44 Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких бы то ни
Описание слайда:

Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких бы то ни было нравственных связей с людьми – вот жестокий удел таких натур, как Старцев. Нормально ли это? Вполне нормально – для того уклада, который существует повсюду в цивилизованном мире. Страсть к наживе, деловитость, способность к труду – не из любви к самому труду, а исключительно ради обогащения – разве это не характерно, не типично, разве это не настоящая, современная рутина? Д.Овсянико-Куликовский

№ слайда 45 Стихотворение В.Шаламова «Водопад» на уроках литературы в 11 классе Методические
Описание слайда:

Стихотворение В.Шаламова «Водопад» на уроках литературы в 11 классе Методические приёмы обучения композиционному анализу поэтического текста.

№ слайда 46 Определите микротемы каждой строфы. Первая строфа. Ночной водопад. Вторая строфа
Описание слайда:

Определите микротемы каждой строфы. Первая строфа. Ночной водопад. Вторая строфа. Замороженная пена. Третья строфа. Водопад.

№ слайда 47 Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды. Водопад: бурлит, бросает, ска
Описание слайда:

Найдите ключевые слова и постройте словесные ряды. Водопад: бурлит, бросает, скалит зубы, потеха, смех, целые века. Пена: замороженная, пены клочья, выносится, объятья ледяного плена, стынущая волна. Жизнь: наша, моленья наши, тоска.

№ слайда 48 Сопоставьте первое и последнее предложения. Оба предложения о жестоком и безжало
Описание слайда:

Сопоставьте первое и последнее предложения. Оба предложения о жестоком и безжалостном водопаде. Создаётся кольцо, из которого никогда не вырваться, это навсегда. Почему название «Водопад»? Главный герой, он везде, от него никуда не уйти. Какие слова в рифме? Ключевые слова, несущие идею.

№ слайда 49 Определите вид композиции и композиционные приёмы. Вид – кольцевая. Приёмы – пов
Описание слайда:

Определите вид композиции и композиционные приёмы. Вид – кольцевая. Приёмы – повтор и контраст.

№ слайда 50 Охарактеризуйте композицию стихотворения. Композиция текста кольцевая, использов
Описание слайда:

Охарактеризуйте композицию стихотворения. Композиция текста кольцевая, использован тематический повтор в первой и третьей строфах. Главный композиционный приём – противопоставление. В стихотворении контрастны словесные ряды. Ряд «водопад» ассоциируется с жестокостью, насилием, а ряды «пена» и «жизнь» - с жертвой, страхом. Сильные позиции текста подтверждают ощущение безжалостности, безысходности.

№ слайда 51 Фонетический уровень текста. В первой строфе ассонанс на «а», аллитерация на «б,
Описание слайда:

Фонетический уровень текста. В первой строфе ассонанс на «а», аллитерация на «б,р,л,н».Во второй строфе аллитерация на «н,л», ассонанс на «а».В третьей строфе ассонанс на «а», аллитерация на шипящие. Обнаруживается приём контраста на уровне фонетики: первая и вторая строфы противопоставлены третьей строфе (звонкие согласные – шипящие).

№ слайда 52 Морфологический уровень текста. В тексте преобладают имена существительные. С по
Описание слайда:

Морфологический уровень текста. В тексте преобладают имена существительные. С помощью глаголов создаётся антитеза «пена» - «водопад».

№ слайда 53 Лексический уровень текста. В первой и третьей строфах есть все три группы лекси
Описание слайда:

Лексический уровень текста. В первой и третьей строфах есть все три группы лексики: нейтральная (лунная), книжная (лампада), разговорная (скалит). Вторая строфа противопоставлена первой и третьей на уровне лексики.

№ слайда 54 Синтаксический уровень текста. На уровне синтаксиса прослеживается контраст: обы
Описание слайда:

Синтаксический уровень текста. На уровне синтаксиса прослеживается контраст: обычный порядок слов – инверсия. Таким образом, на всех языковых уровнях текста мы обнаружили антитезу в качестве композиционного приёма.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru