Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 5 Анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро». Подготовила учитель русского языка и литературы Судакова С.Р.Художник С. А. Виноградов. г.Светлый, Калининградской области
Цели: -проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя рассказа, найдя «точки» его нравственных «взлетов» и «падений»; -раскрыть проблему выбора между добром и злом.Задачи:-обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира Яшки и Володи;-способствовать самовыражению ученика как личности;-развивать любовь к природе, к родному краю;-на примере литературного произведения дать возможность испытать ощущение выбора между добром и злом.
План урока:Тест на повторение.Сведения об авторе.План рассказа.Незнакомые слова.Сценка.Описание природы в рассказе: а) птицы, б) рыбы, в) растительность.7. Демонстрация навыков работы с удочкой.8. Работа по вопросам: а) что произошло в бочаге? б) по чьей вине произошло несчастье? в) охарактеризуйте поведение героев в экстремальной ситуации, г) какие произведения ещё читали с похожими жизненными ситуациями, д) о конкурсе «Что делать в трудной ситуации?».9. Составление рассказа о трудных жизненных ситуациях.10. Составление памятки о поведении на воде.
Писатель рассматривал деревню глазами городского человека, открывшего для себя неведомый мир. В.Ф.ВасиленкоРассказы его обладают редкой способностью раскрыватьсявсякий раз с новой, ещё неизведанной стороны. И. КузьмичёвУже во многих ранних рассказах проявляется редкий дар Ю.Казакова вживаться в чужую жизнь, входить в нее изнутри, постигая до тонкости поразивший его характер. Кириллова Л.И.
3. План рассказа. 1. Ранним утром. 2. Яшка будит Володю. 3. По дороге на рыбалку. 4. Ловля рыбы. 5. Володя тонет… 6. Спасение Володи. 7. Яшка и Володя по дороге домой…Е. Чернышева «Толя, Витя и Вова из деревни Кишарино».
Незнакомые слова
Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.Косарь - большой нож с толстым и широким лезвием.Сруб на колодце.Бадья.Полещанский бочаг.Выпозки – черви для наживки.Перекатки – открытое место на реке, где из-за неровностей ландшафта волны перекатываются одна через другую.Омут – глубокая яма на дне реки, озера.Ветряк на горке – ветряной двигатель, ветряная мельница.Лощина – долина с пологими склонами.
Вывод.Значения многих слов и выражений, незнакомых для нас, трактуются в толковых словарях как общеизвестные русские слова.
5. Сценка.
Работа по вопросам. 1) Что произошло в бочаге?2) По чьей вине произошло несчастье?3) Охарактеризуйте поведение героев в экстремальной ситуации.4) Какие произведения ещё читали с похожими жизненными ситуациями.
Заполните таблицу в соответствии с характеристиками героев.
Домашнее задание: Прочитайте главы из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная».Ответьте на вопросы на стр. 198.