Агния Барто: 100 лет со дня рождения
Детство Родилась в Москве в семье врача-ветеринара. Учась в общеобразовательной школе, она одновременно посещала театральное училище. Хотела стать актрисой.
А. Барто как личность Агния Львовна имела квалификацию токаря. Несколько лет была судебным заседателем, выступала на фронтах Великой Отечественной и считала написание детских стихов одной из самых серьезных и ответственных работ на свете.
Увлечения А. Барто Она окончила хореографическое училище, обожала балет и великолепно танцевала. До старости играла в большой теннис, неутомимо приобщая к нему всех знакомых.
Первые стихи Писать стихи Барто начала рано: это были озорные фрагменты на учителей и подруг, лирические подражания А. Ахматовой. В 1925 году А. Барто принесла в Госиздат стихотворение «Китайчонок Ван Ли». За ними последовали «Первое мая» (1926), «Братишки» (1928).
Первые сборники:«Игрушки» После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких Игрушки (1936) Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов.
«Уронили Мишку на пол»МишкаУронили мишку на пол,Оторвали мишке лапу.Всё равно его не брошу -Потому что он хороший.
«Я люблю свою лошадку» ЛошадкаЯ люблю свою лошадку,Причешу ей хвостик гладко,Гребешком приглажу хвостикИ верхом поеду в гости.
«Девочка чумазая» Ах ты, девочка чумазая,Где ты руки так измазала?Черные ладошки;На локтях -Дорожки.- Я на солнышке Лежала,Руки кверхуДержала.Вот они и загорели.
«Настенька» Едет, едет НастенькаВ новенькой коляске,Открывает ясные,Новенькие глазки.Подбегает к НастенькеПаренек вихрастенький:Просит он: - Настасья,Улыбнись на счастье!
«Девочка-рёвушка» Что за вой? Что за рёв?Там не стадо ли коров?Нет, там не коровушка -Это Ганя-рёвушкаПлачет,Заливается,Платьем утирается...УУ-УУ-У!..
«Погремушки» ПогремушкаКак большой сидит АндрюшкаНа ковре перед крыльцом.У него в руках игрушка –Погремушка с бубенцом.
«Погремушки» (продолжение) Мальчик смотрит – что за чудо?Мальчик очень удивлен,Не поймет он: ну откудаРаздается звон?
«Наша Таня Громко плачет» Наша Таня громко плачет:Уронила в речку мячик.«Тише, Танечка, не плачь,Не утонет в речке мяч».
«Кто как кричит» Ку-ка-ре-ку!Кур стерегу.Кудах-тах-тах!Снеслась в кустах.Мур-мур-мур,Пугаю кур!Ам-ам! Кто - там?Кря-кря-кря!Завтра дождь с утра!Му-му-му!Молока кому?
«Я расту» Я не знал, что я растуВсе время, каждый час.Я сел на стул - Но я расту,Расту, шагая в класс…Расту и в дождик,И в мороз,Уже я маму Перерос!
«Я выросла» ПомощницаУ Танюши дел немало,У Танюши много дел:Утром брату помогала,Он с утра конфеты ел.Вот у Тани сколько дела:Таня ела, чай пила,Села, с мамой посидела,Встала, к бабушке пошла. Перед сном сказала маме:- Вы меня разденьте сами,Я устала, не могу,Я вам завтра помогу.
Поездка в Испанию В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она выступила с большой речью о том, как фашизм калечит и губит детей и молодежь Европы.
В послевоенные годы Серьезные социальные темы Барто разрабатывает после войны. В 1947 году она создает поэму «Звенигород» - о детском доме, в котором живут дети, осиротевшие после войны:Здесь со всех концов страныСобраны ребята:В этот дом их в дни войныПривезли когда-то.
«Звенигород» В основе поэмы - жизнь, поэтически воспроизведенная А. Барто. Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний:Вдруг настанет тишина,Что-то вспомнят дети…И, как взрослый, у окнаВдруг притихнет Петя.Был у Клавы старший брат,Лейтенант кудрявый,Вот на карточке он снятС годовалой Клавой.
Сценарии фильмов В1940-50-е гг. А. Барто работает над сценариями детских кинофильмов "Подкидыш", "Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер".
«Алёша Птицын вырабатывает характер» Это живая, поучительная комедия об одном дне первоклассника Алеши Птицына, о том, как он учится быть «организованным», верным данному слову.
«Слон и веревочка» •Маленькая Лидочка никак не может научиться прыгать через скакалку. Однажды во сне мудрый слон дает ей совет: чтобы научиться прыгать, надо вначале сделать доброе дело... Девочка следует совету слона и добивается успеха.
«Найти человека» В течение 9 лет помогала воссоединиться 927 семьям, разлученным войной! Работая на радиостанции "Маяк" она нашла новый принцип поиска детей, пропавших во время войны.
«Найти человека» Этот принцип позволил искать и находить даже совсем маленьких детей, не помнивших своих имени и фамилии. Ключевой нитью стали обрывочные детские воспоминания...
Из дневника поисков: «Мы с братом поменьше, кажется, его звали Сережа, катались на калитке сада, она была скрипучая, и мы считали, что наша калитка с музыкой. Василий Семенов»
Из дневника поисков: «Помню бабушку в очках. Часто припоминаю высокое крыльцо, с которого падала, козу, которая меня бодала. Т.В. Шлыкова»«У нас над кроватью висел ковер, на котором были вытканы страшные рожи, и я их очень боялся С.И. Воропаев»
Премии, медали Сборник «Стихи детям» (1949) был удостоен Сталинской премии в 1950 г. Долго Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 г. получила Международную премию им. Х.К. Андерсена. А советские дети наградили ее уникальной наградой – «Медалью за улыбку».
«Память детства» Она умерла 1 апреля 1981 года в больнице от инфаркта. С той весны прошло много лет, но каждый год в день ее рождения в Лаврушинский переулок по-прежнему съезжаются близкие ей люди и те, кому дорога «память детства».
Эпоха Агнии Барто Сегодня можно смело утверждать, что Агния Барто – это целая эпоха в русской литературе для детей. Ее творчество называют «большой поэзией для маленьких людей». Сборники Барто до сих пор можно найти практически в каждом книжном магазине. И, видимо, читать их будут до тех пор, пока рождаются дети.