Тема урока: «Спирты- в жизни человека» Предмет: ХимияПреподаватель: Богданова Елена ВладимировнаКласс: 10 (1 курс педлицея) при ГОУ СПО «Элистинский педагогический колледж имени Х.Б. Канукова» «Пьяный человек- не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины – разум»Т.Пен
Образовательная: Сформировать у учащихся представления о строении и свойствах спиртов. Подвести учащихся к осмыслению понятий: «Древесный спирт – технический спирт, спиртовое брожение, реакций, окисление, реакции этерификации, о полезных и вредных свойствах спиртов».Развивающая: Развивать умение и навыки обобщения и выделения главного в материале урока. Предметно-практическая: Ввести учащихся в ситуацию исторического действия. Методом эксперимента доказать процесс денатурации белков в организме под влиянием этилового спирта.Воспитательная: Подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, выявления его преимуществ, для личности и общества. Формирование у учащихся убежденности в безнравственности пьянства и алкоголизма, закрепление отрицательного отношения к алкоголю.
Гомологический ряд спиртов
Одноатомные спирты
Физические свойства многоатомных спиртов
Химические свойства
Получение
Интересные факты: Первые алкогольные напитки изготавливались из меда – медовуха, плодовых соков, дикорастущего винограда.Папуасы Новой Гвинеи, не умевшие добывать огонь, но уже знавшие приемы приготовления хмельных напитков.Алкоголь – “одурманивающий”. Чистый спирт начали получать в Vl –Vll вв. арабы На Руси на избранные праздники варили медовухи, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5 – 10%. Чаша пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков.
В Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво.
Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры.
Деревни или села имели свой питейный дом или корчму, где подавали пиво, брагу, меды, квасы.
100г пива погибает 3000 клеток мозга100г вина – 500 100г водки – 7500Печень – мишень для алкоголя 90% - обезвреживается именно в ней.Окисление в печени. [0] [0] [0]C2H5OH CH3-C=O CH3-C=O CO2+H2O Н ОН уксусный уксусная конечные альдегид кислота продукты промежуточные продукты распада распада
Влияние алкоголя на организм человека: -замедляет работу центральной нервной системы, снижает ее эффективность, нарушает работу мозга;-стимулирует производство мочи (вследствие этого клетки обезвоживаются); -выводит из строя печень, желудок, поджелудочную железу.
У сильно пьющих людей развивается алкогольный гепатит и цирроз печени, увеличивается селезенка.
Последствия алкоголизма: поражение мозга, пищеводное кровотечение из варикозных сосудов, функциональная почечная недостаточность, анемия, нарушение свертываемости крови.
Алкоголизм – это болезнь! “Этанол – яд, который действует не сразу, не становится менее опасным”
Будущим мамам следует задуматься.
Дети и подростки, употребляющие алкоголь, подвержены инфекционным заболеваниям.
Продолжительность жизни сильно пьющих на 10 – 12 лет меньше средней.
Подростковый алкоголизм возникает и при чрезмерном употреблении пива – “Пивной алкоголизм”. Даже употребляя только пиво, человек подвергается риску стать алкоголиком.
Дети алкоголиков в 3-4 раза чаще становятся алкоголиками.
Пристрастие к алкоголю - причина различных преступлений.
В пьяном виде совершается примерно 93-96% преступлений УК. РФ. Статья 105 – убийство. Статья 111 – тяжкие телесные повреждения. Статья 162 – разбой. Статья 161 – грабежи.Дорожно–транспортные происшествия.
Высказывания знаменитых людей. В. Белинский: «Пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжорствуют только дикари». А. Чехов: «Водка белая, но краснеет нос и чернит репутацию». Л. Толстой: « Пьянство заглушает голос совести. В этом главная причина самоодурманивания людей. Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты».
Феодосий Печерский: «Бесноватый страдает по неволе и может удостоиться жизни вечной, а пьяный страдает по собственной воле и предан на вечную муку». К. Ушинский: «Пьяному на светлой улице темно». И. Ефимов: «Нет крепких вин, есть слабые головы». Н. Семашко: «Можно сказать, что сколько мужья выпили водки, столько их жены и дети пролили слез».
Применение спиртов Дезинфицирующие Лекарственные средства препараты Парфюмерные средства Бензин Спирты Алкогольные Синтетический напитки каучук Растворитель
Вопросы для закрепления: 1. Какие вещества называются спиртами? 2. По каким признакам их классифицируют? 3. Какое строение имеют одноатомные спирты?4. Какое строение имеют многоатомные спирты? 5. Почему с увеличением молекулярной массы уменьшается растворимость одноатомных спиртов в воде? 6. Что напоминают спирты по своим химическим свойствам?7. Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого?8. Какова смертельная доза алкоголя для взрослого человека?9. Какая средняя доза алкоголя смертельна для детей и подростков?
Вывод урока: одноатомные и многоатомные спирты – одни из самых важных продуктов, полученных химиками;использование спиртов должно быть обусловлено научной необходимостью и разумным применением.