Интегрированный урок для учащихся 10 класса школ с естественно-математическим направлением «Нахождение металлов и их соединений в природе»
«Человек не может обойтись без металлов. Если бы не металлы, человек влачил бы самую жалкую жизнь среди диких зверей» Г. Агрикола XVI век.
Альманах «А знаете ли вы?» Составители: учащиеся 10 А класса I этап урока: Творческое домашнее задание
Тысячи лет ходили люди по алюминию и, счищая с обуви налипшую глину, даже не догадывались, что в ней ценный металл. Да, алюминий входит в состав обыкновенной глины. Каменный топор первобытного человека содержал алюминий. Дома из кирпича содержат алюминий. Любуясь драгоценными камнями - синим сапфиром, красным рубином - многие не догадываются,что это просто алюминий с кислородом. Узнали об этом металле в 1825 г. Первоначально он ценился выше золота и применялся для изготовления ювелирных изделий. Члены царской семьи были удостоены чести пользоваться алюминиевыми вилками и ложками на банкете, устроенном императором Франции Наполеоном III. Сегодня его называют «крылатым металлом».
Царь-Ко локол —Отлит в 1735 году из бронзы (сплав меди с оловом) русскими мастерами Иваном Маториным и Михаилом Маториным на Пушечном дворе по указу императрицы Анны Иоанновны. Его масса 200 тонн, высота 6.14 метра, диаметр 6.6 метра. Во время пожара 1737 года от Царь-колокола отвалился кусок массой 11.5 тонн. К сожалению никто не услышал звон этого гиганта. Царь-Пу шка — отлита из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе во времена правления царя Фёдора Ивановича. Масса 40 тонн, длина 5.3 метра, калибр 89 см. В боях пушка не участвовала и осталась памятником высокого мастерства русских оружейников на территории Московского Кремля.
Натрий и калий вплоть до XIX века не были открыты, хотя соединения этих металлов наши предки знали давно. Древний человек использовал поваренную соль (хлорид натрия). В Ветхом завете упоминается вещество «НЕТЕР», используемое как моющее средство. Очевидно – это сода. Для обозначения соды, арабские алхимики употребляли терин «натрон». Очевидно от него и произошло современное названия металла - натрий натрий калий
А задумывался ли кто–нибудь из вас, что было бы, если всё железо исчезло на Земле и не осталось бы ни одного грамма этого элемента? «… На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни автомобилей не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без живительного металла. Человек прекратил бы своё существование, лишившись трёх граммов железа в своем теле и крови. Потерять пять тысячных своего веса было бы для него смертью». Писал академик А.Ферсман
«Если путь твой к познанию мира ведет,- Как бы ни был он долог и труден - вперед!» Фирдоуси. II этап урока: Проверка усвоения пройденного материала
Вопросы для повторения 1. Как по электронной формуле быстро определить местоположение металла в периодической таблице? 2. Как по электронной формуле определить принадлежность металла к определенному семейству? НОМЕР ГУППЫ НОМЕР ПЕРИОДА СЕМЕЙСТВО d-ЭЛЕМЕНТОВ СЕМЕЙСТВО p-ЭЛЕМЕНТОВ НОМЕР ГУППЫ НОМЕР ПЕРИОДА
3. Почему из 109 химических элементов периодической таблицы 87 приходится на долю металлов? На внешнем энергетическом уровне у металлов находится 1-3 электрона. Такое строение имеют элементы I-III групп главных подгрупп и все элементы побочных подгрупп. Почему металлы легко окисляются? Как называется величина, необходимая для отрыва внешнего электрона от атома? Металлы легко окисляются, т.к. их валентные электроны слабо связаны с ядром. Величина, необходимая для отрыва внешнего электрона от атома называется энергией ионизации
Тема урока: «Нахождение металлов и их соединений в природе» Цель урока Изучить основные месторождения руд металлов на территории Казахстана, привести в систему знания о способах получения металлов. Задачи урока Продолжить развитие умений и навыков работы с картой полезных ископаемых Казахстана. Закрепить умения и навыки в написании окислительно-восстановительных реакций. Продолжить развитие навыков творчества, самостоятельного изучения материала по заданному алгоритму, работы в группах, развития экологической культуры.
III этап урока: Изучение нового материала Самостоятельная работа учащихся с учебником по теме: «Металлы в природе» Содержание металлов в земной коре. Природные соединения металлов. Запасы руд металлов на территории Казахстана.
Задание 1 группа Fe 2 группа Cu 3 группа K, Ca 4 группа Al Содержание металла в земной коре. Природные соединения металла Запасы руд металла на территории Казахстана 5,1% Fe2O3 Красный железняк Fe3O4 Магнитный железняк Лисаковское, Соколово - Сарбайское 4,7∙10-3% СuS Ковеллин Сu2S Халькозин (медный блеск) Жезказган, Карсапкай 3,6% Са 2,6% К СаСО3 Мел, мрамор, известняк Са 3(РО4)2 КСl Шилишайское месторождение, г. Тараз 8,1% Аl2О3 Корунд Аl2О3∙ nН2О Боксит Костанайская Актюбинская области Заполнить таблицу «Металлы в природе»
Вывод: Li К Са Na Mg Al Zn Cr Fe Ni Sn Pb (Н2) Сu Hg Ag Pt Au Хлориды, сульфаты, Оксиды, сульфиды Природные кристаллы карбонаты, силикаты Самородки Т.К. основная масса металлов встречается в виде оксидов (основные оксиды), то их получают восстановлением углём и оксидом углерода (II), водородом, алюминием.
Самостоятельная работа учащихся «Получение металлов из их оксидов» Написать окислительно-восстановительные реакции получения металлов из их оксидов, показать переход электронов. 1 группа Fe e 2 группа Cu 3 группа Zn 4 группа Mn Fe2O3 + СО→ CuO + Н2 → ZnO + C→ МnО2 + Аl → Fe2O3 + 3СО→ 2Fe + 3СО2 CuO + Н2 → Cu + Н2О ZnO + C→ Zn + CО 3МnО2 + 2Аl →3Мn + 2Аl2O3
Восстановление меди из оксида водорода Алюмотермия
Рефлексия 1. В виде каких соединений металлы встречаются в природе? 2. Какие вещества используют в качестве восстановителей металлов из их оксидов? 3. Почему данный способ получения металлов считают экологически чистым процессом?