Использование Икт в преподавании химии
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский
Современный урок Компетентностный подход Инновационные технологии Информационно-коммуникационные технологии
С помощью ИКТ ребёнок учится работать с текстом создавать графические объекты и базы данных использовать электронные таблицы осваивать новые способы сбора, обработки информации расширяет свой кругозор
При использовании ИКТ: стимулируется познавательный интерес повышается мотивация учения возрастает эффективность самостоятельной работы
Подготовка к уроку создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом; • максимально целесообразно располагать материал; • обеспечивать основной материал дополнительной информацией; • подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.
При проведении уроков • экономить время; • красочно оформлять материал; • повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания; • оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы; • индивидуализировать обучение; • концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока; • в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу; • самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.
В методике обучения • аккумулировать совместные усилия учителей; • развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы; • систематически накапливать материал; • повышать мотивацию преподавания и обучения.
Цель педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место.
Основные варианты использования ИКТ на уроках химии мультимедийные презентации; просмотр видеозаписи урока или его фрагмента с диска или в Интернете; работа с компьютерными тренажерами; поиск информации непосредственно в сети.
Преимущества урока с компьютерной презентацией активно используются одновременно несколько каналов восприятия; положительные эмоции и повышают степень заинтересованности в изучаемом материале; возможность принимать активное участие в создании урока.
Компьютерное тестирование способствует освоению учащимися алгоритма выполнения тестовых заданий; выработке у них умений: 1) буквально и точно интерпретировать условия поставленных перед ними задач; 2) точно, лаконично и в определенной последовательности излагать свою мысль.
ИКТ при проведении практических работ
Кабинет химии Пакеты прикладных программ (ППП): Информационно–справочные; Программы-тренажеры и тестовые системы; Электронные учебники (ЭУ); Электронные репетиторы (ЭР).
“Плюсы” в преподавании химии с применением компьютера наглядность в представлении учебного материала; сокращение времени на выработку необходимых технических навыков учащихся; увеличение количества тренировочных заданий; достижение оптимизации темпа работы ученика естественным образом; достижение уровневой дифференциации обучения; учащийся становится субъектом обучения, т.к. программа требует от него активного управления; возможность моделировать различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию; обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций; диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
“Минусы” в преподавании химии с применением компьютера диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен; не учитываются особенности группы, класса; крайне важна роль учителя; не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся; помимо ошибок в изучении учебного предмета, появляются еще технологические – ошибки работы с программой; от учителя требуются специальные знания; много некачественного программного обеспечения, не учитывающего специфику работы со школьниками, имеющего много фактических или методических ошибок; разработчики зачастую не учитывают содержание школьных учебных программ.
Некоторые Интернет-ресурсы по химии
Некоторые Интернет-ресурсы по химии
СанПин и ТСО 1. для учащихся 7-8 класса – 2 урока, для учащихся 9-11 класса - 3 урока. 2. работа с монитором не более 50% занятия (20 минут); 3. зрительная гимнастика; 4. качество программ; 5. четкость и ясность инструкций при работе с ПЭВМ.
Заключение Компьютеризация стимулирует пытливость и интерес ребёнка; способствует динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания; позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных программных продуктов качественно нового уровня.
Направлениями деятельности учителя в рамках использования ИКТ в преподавании химии являются: разработка мультимедийных и интерактивных учебно-методических и дидактических материалов нового поколения; перевод в цифровые форматы имеющихся учебно-методических и дидактических материалов; создание Интернет-сайтов; создание элективных курсов дистанционного обучения.
В завершение можно сделать вывод, что ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Одним словом, профессиональным.
Успехов вам, уважаемые коллеги!
МОУ «Ачитская средняя общеобразовательная школа» Учитель химии Гаврилюк Н. С., I квалификационная категория