Я твёрдый, ковкий и пластичный, Блестящий, нужный всем, практичный. Я вам уже подсказку дал, Так кто же я такой?......... металл
«Человек не может обойтись без металлов… Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей…» Георг Агрикола, 1556 год
Без металлов немыслим уровень земной цивилизации
КЛАСТЕР (англ. Cluster – скопление) – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. 1. Записывается ключевое слово в середине листа. 2. Далее записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой. 3. Устанавливается связь между выдвинутыми идеями.
Ме Нахожде- ние в природе Биологи- ческая роль Химические свойства Физические свойства Применение История металлов Получение Положение в ПСХЭМ. Строение атома.
Ка менный век — древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды. Каменные орудия изготавливались из различных видов камня. Так, кремень и известняковые сланцы использовались в качестве режущих инструментов и оружия, а из базальта и песчаника изготавливались рабочие инструменты, например, камни для ручных мельниц. Также получили широкое использование древесина, кости, скорлупа, олений рог. В конце каменного века начали изготавливаться первые предметы из металла, характерные для позднего Медного века, Бронзового и Железного веков.
Ме дный век — эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.
Бро нзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
«Медный всадник» Конная статуя Марка Аврелия «Дискобол» «Укротитель коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге
Царь-пушка Царь-колокол Колосс Родосский
Желе зный век — эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Следом за бронзой человек осваивает новый металл — железо. Открытие этого металла предания приписывают малоазиатскому народу халибов: от их названия происходит греч. Χάλυβας — «сталь», «железо».
Решетка Летнего сада в Санкт-Петербурге (чугун) «Рабочий и колхозница» (нержавеющая сталь)
Металлы в земной коре
Только в свободном виде встречаются золото и платина. И в самородном виде, и в форме соединений могут находится серебро, медь, ртуть и олово. Все остальные металлы, находящиеся в ряду напряжения до Sn, встречаются только в виде соединений.
Cu Fe Mq Ca K Na Al
2, 8, 8, 2 2, 8,2 2, 8, 8, 1 2, 8, 1 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d10 4s2 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d6 4s2 2, 8, 3 Mq Ca K Na Cu Fe Al
Диагональ В→Si→Аs→Те→Аt По диагонали и ниже расположены металлы, состав побочных подгрупп- металлы Из 109 химических элементов в ПСХЭ 87 элементов образуют в свободном состоянии простые вещества с металлической связью- металлы.
Строение атомов металлов: На внешнем уровне небольшое число электронов (1 е-3 е) Относительно большой радиус атомов т.к. расположены в начале периода Стремление к отдаче внешних электронов Ме0 – nе→Меn+ Металлические свойства возрастают
Параграфы № 4, 5. Отыскать в литературных произведениях строки с упоминанием элементов металлов, а также образные выражения, такие как «железная воля», «золотое сердце» и т.д. Создать рекламу любому металлу, используя дополнительные источники.
С любовью Татьяна Александровна
1. Заполните таблицу в тетради, оценив знания, приобретённые на уроке. 2. Хотите получить оценку в журнал, подойдите с заполненной таблицей к учителю.