Советская культура 1930-х годов
План урока. 1.Развитие образования.2.Наука под идеологическим прессом.3.Успехи советской науки.4.Социалистический реализм.5.Советский кинематограф.6.Музыка и живопись.7.Театр.Литература.
Задание на урок. Почему в истории советской культуры период 20-30-х годов носит название «Культурной революции»?
1.Развитие образования. Школа в колхозеим.К.Маркса.Кабардино-Балкария. Экономические преобразования в СССР поставили задачу повышения образовательного уровня насе-ления.Педагогические эксперименты 20-х г.были непригодны для этого.В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию,в 1937 г.-к се-милетке.В школу возвратились уроки,твердое рас-писание,отметки и т.д.Были созданы новые прог-раммы и учебники.В 1934 г. Было восстановлено преподавание истории и географии,а затем и дру-гие дисциплины.
1.Развитие образования. Сельская школадля взрослых. В стране было открыто 20 тыс новых школ.В к. 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн учащихся.По пе-реписи 1939 г.грамотность составила 87,4%.Быст-рыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование.По числу учащихся и студен-тов СССР вышел на 1-е место в мире.Тираж книг в 1937 г.составил 700млн экземпляров.Они выходи-ли на 110 языках народов СССР.
2.Наука под идеологическим прессом. Д.Налбандян.СессияАкадемиинаук СССР. Развитие науки в СССР шло под мощным идеологи-ческим прессом.Несогласные с таким подходом подвергались травле и репрессиям.В биологичес-кой науке группа во главе с Т.Лысенко подвергла травле советских генетиков-Н.Вавилова,Н.Коль-цова,А.Серебровского.Свои действия Лысенко объ-яснял защитой дарвинизма и мичуринской теории от «буржуазной науки».Впоследствии многие гене-тики были репрессированы, а сама генетика-зап-рещена.
2.Наука под идеологическим прессом. С.Вавилов,Н.Кольцов,А.Серебровский Огромное внимание Ста-лин уделял историчес-кой науке.История ста-ла трактоваться,как ис-тория классовой борь-бы. В 1938 г. вышел «Краткий курс истории ВКП(б),отредактированный лично Сталиным. Он возвеличивал Ста-лина и фактически стал официальной трактов-кой основ-марксизма-ленинизма и вопросов истории ВКП(б).На его основе были разгром-лены неофициальные школы в исторической науке,ей был нанесен непоправимый ущерб.
3.Успехи советской науки. А.Иоффе и П.Капица Несмотря на идеологичес кое давление предста-вители естественных наук смогли добиться выдающихся успехов. С.Вавилов(оптика), А. Иоффе(физика кристал лов),П.Капица(микрофизика),И.Курчатов(ядерная физика) и др. обо-гатили мировую науку. Химики Н.Зелинский, А.Бах,С,Лебедев сдела-ли фунда-ментальные открытия в области по лучения искусствен-ных веществ и органи-ческих пищевых про-дуктов.
3.Успехи советской науки. В.С.Пустовойт Мирового признания добились советские биологи-Н. Вавилов,В.Пустовой,В.Вильямс и др.Значитель-ных успехов достигли математика, астрономия, ме-ханика,физиология.Огромное развитие в этот пери од приобрели геология и география.Это было связа но с началом промышленного развития Сибири и Дальнего Востока.Были открыты новые залежи по лезных ископаемых:нефти в поволжье,угля в Под-московье и Кузбассе,железа –на Урале и др.
4.Социалистический реализм. П.Белов.Песочные часы. В 30-е гг. была завершена ликвидация разномыс- лия в художественной культуре.Отныне иску-сство должно следовать одному направлению-со циалистическому реа-лизму и показывать жизнь такой, какой она должна быть в предс-тавлении партийных вождей.Искусство стало насаждать мифы и соз-давать иллюзию, что счастливое время уже наступило.Используя его власти умело мани-пулировали обществен-ным мнением и направ ляли его в нужное рус-ло.
5.Советский кинематограф. Кадр из фильма «Чапаев» Огромный вклад в формирование нового сознания внес кинематограф.Документальная хроника осве-щала в нужном свете текущие события.Во многом своему успеху она была обязана выдающимся ре-жиссерам-Д.Вертову,Э.Тиссэ,Э.Шубу.В 1931 г. в СССР был поставлен 1-й звуковой фильм- «Путев-ка в жизнь».В 1936-1-й цветной фильм-«Груня Кор накова»Особой популярностью пользовались исто-рические ленты-»Чапаев,«Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме.
5.Советский кинематограф. И.Ильинский и Л.Орлова в фильме «Волга-Волга». Особой популярностью у зрителей пользовались му-зыкальные ленты-»Волга-Волга», «Веселые ребя-та», «Свинарка и пастух» и др.Начал складывать-ся детский кинематограф- «Тимур и его команда», «Золотой Ключик», «Белеет парус одинокий».На-кануне войны появилась целая серия патриотичес-ких лент-»Александр Невский, «Петр I», «Минин и Пожарский».Наиболее известнвми режиссерами были-С.Эйзенштейн,Н.Экк,Г.Алесандров,И.Пырь-ев, В.Пудовкин.
6.Музыка и живопись. И.Дунаевский и В.Лебедев-Кумач. Развитие музыки было связано с именами С.Прокофь ева,Д.Шостаковича,Т.Хренникова,И.Дунаевского. Появились музыкальные коллкктивы-Большой симфонический оркестр,квартет им.Бетховена и т. д.При оценке творчества композиторов огромную роль играли вкусы вождей,поэтому жесткой кри-тики подвергся Д.Шестакович.Своего расцвета дос тигло песенное творчество.Произведения И.Дуна-евского, Б.Мокроусова, М.Блантера, братьев Пок-расс знала вся страна.
6.Музыка и живопись. Б.Иогансон.Допроскоммунистов. В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника,а идейная направленность сюжета,соответствие принципам социалистическо-го реализма.Его классиком стал Б.Иогансон,чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена все возможными наградами.В этом стили работали А. Дейнека,Ю.Пименов,М.Нестеров.В жанре пейзажа смогли утвердиться М.Сарьян, П.Кончаловский,А. Лентулов.
7.Театр.Литература. М.И.Калининсрединагражденныхписателей. Строгая цензура наложила отпечаток на качество ли-тературы.Из печати выходило много произведений -однодневок. Тем не менее в этот период творили многие талантливые писатели. М.Горький пишет «Жизнь Клима Самги-на», «Егор Булычев и дру-гие».А.Толстой за-канчивант «Хождение по мукам « и начинает работу над романом «Петр I».Огром-ный вклад в историю литературы внесли М.Шоло- хов,М.Булгаков,В.Каверин,А.Платонов и др.
7.Театр.Литература. Б.Щукин в роли ЛенинаВ спектакле«Человек с ружьем» В к. 20-х гг. на сценах со-ветских театров начи-нают утверждаться пье-сы советских драматур-гов. «Человек с ружь-ем»Н.Погодина, «Опти-мистическая трагедия» В.Вишневского, «Таня» А.Арбузова – составили «золотой фонд» репер-туара многих театров. По всей стране с успехом шли пьесы М.Горько-го.Приобщение советс-ких людей к культуре шло благодаря быстро-му росту числа,театров, музеев, филармоний, би блиотек.По всей стране проводились смотры талантов.