"Серебряный век"русской культуры.
План урока. 1.Просвещение. 2.Наука.3.Литература.4.Живопись.5.Скульптура.Архитектура.6.Музыка.Театр.Кино.
Задание на урок. Докажите,что период к.19 – н.20 вв.действительно был « серебряным веком русской культуры?
1.Просвещение. И.П.Павловчитаетлекцию Модернизация страны требовала грамотных специа-листов. Расходы на образование выросли в 5 раз.В школах обучалось ок.6 млн человек.выросло число гимназий и реальных училищ.Появились коммер-ческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске,Томске.В Саратове открылся уни-верситет.В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.
2.Наука. Сборкааэропланастудентами ВТУ В н.20 в.в России быстрыми темпами развивалась нау-ка.Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию.Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стра-не самолетостроение.К.Э.Циолковский в 1903 г.обос новал возможность космических полетов и опреде-лил пути достижения этой цели.В.Вернадский раз-работал учение о ноосфере.И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об услов-ных рефлексах,за что получил Нобелевскую пре-мию.
2.Наука. Н.Бердяев Другой Нобелевский лауре-ат-И.Мечников,заложил основы иммунологии. В исторической науке рабо-тали такие светила как В.Ключевский,С.Платонов,Р.Виппер,Е.Тарле.Фи-лософия развивалась уси лиями Н.Бердяева,С.Бул-гакова,В.Соловьева,П.Флоренского.В стране дей-ствовало ок.двадцати на-учно-технических об-ществ ,которые являясь центрами научных работ, широко пропагандиро-вали их среди населения
3.Литература. Л.Толстой иА.Чехов Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проя-вился в литературе.Критический реализм сохранил ся в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе.А.Чехов в сво ем творчестве отразил изменения в структуре обще-ства.И.Бунин исследовал жизнь крестьянства,а А. Куприн армейские будни.А.Горький впервые опи-сал жизнь пролетариата.В русскую поэзию приш-ли-С.Есенин,Н.Клюев и др.
3.Литература. Н.Гумилев иА.Ахматова. Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений.Симво-листы(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упад-нических идей,после 1909 г.рропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на ос-нове «русской души».Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева,А.Ахматовой и др. наблю-дается эстетический вкус и отточенность художест-венного слова.
3.Литература. Афиша 1-го съездафутуристов. Яркими представителями русского авангарда бы-ли футуристы.Основ-ное внимание они уде-ляли не содержанию,а форме поэтической кон струкции.они использо-вали вульгарную лек-сику,язык плаката и афиши.Сборники футу-ристов носили характер ные названия- «Дохлая луна», «Пощечина об-щественному вкусу» и др.Наиболее яркие пре- дставители направле-ния-В.Маяковский,В. Хлебников и др,объеди- -нились в группу «Ги-лея».
4.Живопись. В.Суриков.Степан Разин Реалистические основы сохранились в творчестве И. Репина,В.Сурикова,М.Нестерова.В то же время мо-дернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали,что искусство не зависит от полити-ческих обстоятельств и должно существовать само- стоятельно.В группу входили почти все видные ху-дожники-А.Бенуа,Л.Бакст,Б.Кустодиев,Е.Лансере, Н.Рерих,К.Сомов и др.
4.Живопись. М.Врубель.Царевна-Лебедь В 1907 г. В Москве прош-ла выставка 16 моло-дых художников «Го-лубая роза».Н.Сапунов, М.Сарьян пытались об рести индивидуаль-ность, сочетая,запад-ный опыт и националь ные традиции.Они бы - ли тес но связаны с сим волистами.Символизм в живописи не был еди ным напрвлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель,К.Пет-ров-Водкин и др.
5.Скульптура.Архитектура. А.Голубкина.Горельеф «Волна»Над входом в зданиеМХАТа В скульптуре успешно раз-вивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюс-ты С.Витте,Л.Толстого и памятник Александру III А.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного обра-за.С.Коненков отразил но вые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»).В то же время он сохранил черты инди-видуальности,что хорошо видно в бюсте А.П.Чехо-ва.
5.Скульптура.Архитектура. Ф.Шехтель.Здание ЯрославскогоВокзала. В ахитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность-неорусский стиль.Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала,особняк С. Рябушинского.Затем он преходит к «рационалис-тическому модерну(Банк Рябушинского.В.Валькотт используя еклектику построил в Москве здание гос-тиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.
6.Музыка.Театр.Кино. НХаритонов.ШаляпинВ роли Б.Годунова В н.20 в.в музыке появи лись композиторы но ваторы-А.Скрябин,-И.Стравинский,С.Ра-хманинов,которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки Вокальная школа да-ла миру таких выда-ющихся певцов как Ф.Шаляпин,А.Нежданова,Л.Собинов,И.Ершова.
6.Музыка.Театр.Кино. «Отцы-основатели»МХАТа. В н.века на русской сцене появились выдаю-щиеся режиссеры-К.Станиславский,В.Ме-йерхольд,Е.Вахтангов.В балетном искусст-ве взошла звезда М.Петипа.другим выдаю-щимся потановщиков был А.Горский.Для своих спектаклей они использовали декора-ции К.Коровина,А.Бенуа Н.Рериха и др.
6.Музыка.Театр.Кино. Здание кинотеатра«Вулкан». В 1908-9 гг С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны».В России в н.века появил ся кинематограф .В 1908 г. вышла 1-я рус-ская картина- «Степан Разин» в 1911- «Обо-рона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами рус ской культуры