«Развитие исторической личности в процессе социализации на примере Михаила Романова»
Цель – создание комплексной картины развития исторической личности Задачи: Выделение стадий формирования личности в процессе социализации; Влияние агентов социализации на стадиях формирования (выделение доминантной адресной группы) Формулирование итогового статусно-ролевого набора Выявление ресоциализационных влияний Составление вывода о соответствии имевшегося статуса исторической личности.
Этапы разработки учебного проекта: Подготовительный. В ходе данного этапа происходит погружение в тему, сбор материала о конкретной исторической личности, формируется представление о проектной схеме выполнения работы; Конструкторский. Происходит организация деятельности – определяются роли участников проекта (сбор информации, обработка информации, создание портфолио проекта, вырабатывается совместный план действий). Технологический. Выполняется исследование. Происходит оформление проекта. В рамках урока предъявляется презентация проекта, происходит его защита. Самоанализ и рефлексия.
Терминологическо-понятийный словарь: Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Социализация – процесс становления (формирования) личности. Агенты социализации – общественные институты, оказывающие влияния на становление личности. Статусно-ролевой набор личности – позиции индивида в социальной системе и возникающие в связи с этим ожидания определенного поведения. Ресоциализация – развитие личностных качеств в процессе новых жизненных обстоятельств или восстановление определенных утерянных личностных ориентиров.
Действия учителя Действия учеников(а) Первый этап: предлагает историческую личность для анализа, объясняет смысл цели проекта, объясняет с какими понятиями необходимо работать Соглашаются с предложенной личностью или выбирают свою, собирают информацию по данной личности, размещают информацию по периодам жизни. Второйэтап: в ходе реализации проекта координирует действия групп или отдельногоученика (цы), Вырабатывают групповые роли (кто, чем должен заниматься), распределяют информацию по определенной схеме (как предложенной, так возможно и собственной) Третий этап: координирует деятельность, в случаи необходимости разъясняет определенные сложности, возникающие при реализации проекта. Если работа осуществляется несколькими группами, создает условия для оценки проекта другой группы. Работают с историческим материалом, создают схему (таблицу), показывающую, каким образом, происходила социализация исторической личности. Оформляют проект. В случаи рецензирования проекта другой группы вырабатывают критерии оценки.
ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТАБЛИЦА: Первый этап – детство от рождения до воцарения на престол Годы Основные исторические события Агенты социализации Формирующиеся качества Статусно-ролевой набор 1596-1600 Отец Михаила Федор пострижен в монахи Борисом Годуновым Отец- Федор (Филарет) Романов, мать – Ксения Романова Отмечают – спокойствие, чинность, желание больше слушать, чем делать, покорность. Боярский сын, соответствует предписанному статусу 1600 - 1605 Отец стал Ростовским митрополитом Тетка Марфа Черкасская Боялся перечить, так как родители в опале – покорность. Попал под лошадь из-за этого хромота – определенный комплекс неполноценности. Сын ссыльного боярина – судьба неопределенна 1605-1612 Польский плен, Филарет в плену, Михаил тоже Мать теперь инокиня Марфа Боязливость, стремление уйти от реальности, учился плохо, малограмотен. По-прежнему боярский сын с неопределенным будущим 1612-1613 Москва освобождена от поляков, поездка в Ипатьевский монастырь, воцарение на престол Мать инокиня Марфа, послы Земского собора (бояре Салтыковы и казаки) Личностные качества практически не развиваются, пугает возможность делать выбор, несамостоятельность. Сын патриарха (должен показывать образец благочиния), молодой царь (явное несоответствие поставленным задачам).
Второй этап – молодость от воцарения на престол до свадьбы с Евдокией Стрешневой Годы Основные исторические события Агенты социализации Формирующиеся и ресоциализированные качества Статусно-ролевой набор 1613-1619 Заключен мир со Швецией, с Речью Посполитой, отбито нападение поляков на Москву Мать, члены семьи Салтыковых Вырабатывает способность принимать решения, по-прежнему несамостоятелен, строптивость при выборе невесты, не одобряет выбор матери. Послушность воле родственников (вокруг Салтыковы). Царь – не соответствует в полной мере. Новая роль –жених, конфликт с матерью. 1619-1626 Возвращение из плена Филарета. Свадьба сначала с Марией Долгорукой, после её смерти с Евдокией Стрешневой Отец – патриарх Филарет По-прежнему не может быть самостоятелен. Теперь все решения принимает отец. Прогрессирует болезнь ног, иногда носят на руках. Теперь муж и отец (выжило 4 детей из 10). Отмечают бережное отношение к семье. Главному статусу – царскому соответствует только внешне и то, пока не болеет. 1626-1633 Смоленская война. Смерть патриарха Филарета. Отец – патриарх Филарет Личностные качества практически неизменны. Отмечают сильную меланхолию, вызванную видимо потерей близких людей: отца и матери (умерла в 1631 г.). Статусно-ролевой набор неизменен.
Третий этап зрелость с 1633 по 1645 года. Годы Основные исторические события Агенты социализации Формирующиеся иресоциализированныекачества Статусно-ролевой набор 1633-1644 Взятие Азова казаками, сватовство датского принца Вольдемара Боярская дума и ближние бояре, особенно Морозов Проявляет самостоятельность в принятии решений, настоял на переходе Вольдемара в православие (тот не согласился). Неизменен, но необходимость принимать решения без совета родных. 1644-1645 Болезнь царя Неизменны - -
Действия учителя Действия учеников(а) Четвертый этап: предоставляет время для показа презентации и защиты проекта. Презентуют проект. Отвечают на вопросы группы-рецензента. При исторической оценке поступков и действий, соотносить их с требованиями эпохи (в разные исторические эпохи оценки поступков могут различаться) При определении соответствия личности занимаемому статусу учитывать историческую конъюнктуру и оценки, существующие в литературе.
Агенты социализации, влиявшие на Михаила Романова Отец- патриарх Филарет Мать инокиня Марфа Боярская Дума Боярин Морозов Родственники царя Салтыковы, Романовы
В процессе рефлексии и анализа проекта необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Насколько выполнена цель проекта 2. Насколько реализованы задачи проекта 3. С какими трудностями пришлось столкнуться при реализации проекта 4. Как данный проект может помочь при изучении истории и обществознания. Действия учителя Действия учеников(а) Пятый этап: предоставляет время создателям проекта для составления короткого самоанализа. Анализирует реализацию цели и задач своего проекта.
Литература по теме проекта Морозова Л.Е. Михаил Федорович// Вопросы истории 1992 №1 Козляков В.Н. Михаил Федорович/ Вячеслав Козляков М., Молодая гвардия 2010 Григорян В. Г. Романовы. Биографический справочник. — М., АСТ, 2007. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей – М., Просвещение 1999 Ключевский В.О. Курс русской истории М., 1909 Соловьев С.М. Обзор царствования Михаила Федоровича СПб 1859