Представление о Новейшей философии Шопенгауэр, Ницше
Где мы?!
В прошлый раз Георг Гегель. Вершина немецкой классической философии.1. Теоритическое обоснование идеи гражданского общества - сферы, в которой каждый реализует свой частный интерес, при этом привнося благо общему интересу. 2. Диалектика – наука о развитии и название гносеологического метода, который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез».Закон единства и борьбы противоположностей.Закон перехода количественных изменений в качественные.Закон отрицания отрицания.3. В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который стремиться достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление – исторический процесс. Вся реальность – проявление Духа. Бытие человека становиться мышлением Мирового духа. Когда дух познает себя, наступит конец истории => Гегель: «После меня не будет ничего».
Антитеза Просвещению Гегель: «После меня не будет ничего». Исчерпание классической немецкой философии (идеалистический рационализм).Философия кризиса. Разбить старые скрижали и отыскать альтернативные пути философского творчества!Иррационализм — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Ограниченные возможности => иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера.
Артур Шопенгауэр В кабинете - бюсты Канта и Будды.
Синтез Запада и Востока. Трудность: западный стиль мышления — рационален, а восточный — иррационален. Иррациональный стиль мышления:мистический характер, то есть основан на вере в существование не подчиняющихся неподготовленному разуму сил, управляющих жизнью. идея о том, что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью, что существует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой.
Артур Шопенгауэр – философ пессимизма «Этот мир не мог быть делом некоего всеблагого существа, а несомненно - дело какого-то дьявола». Человек является объективной реальностью и не может быть понят другим человеком (является «вещью-в-себе»): мы можем наблюдать только биологическую оболочку и ее поступки, но не внутреннюю жизнь личности.
Абсолютная ценность личности Но!Сам себе человек известен не только извне, но и изнутри. Поэтому наиболее важным для каждого из нас являемся мы сами => эгоизм личности.То, что происходит в нас оказывает большее воздействие, чем то, что снаружи: в зависимости от расположения духа мы по-разному воспримем одни и те же внешние факторы, будто живем в разных мирах. Так что счастье человека зависит только от его индивидуальности => абсолютная ценность личности.
Волюнтаризм «В нас существует нечто более мудрое, нежели голова».Каждый из нас замечает, что движение его рук и других частей тела обычно сопровождается неким внутренним усилием. Подобные состояния именуются волевыми актами. Осознавая это в отношении себя, я могу сказать, что и движениями другого человека тоже руководит воля => вещи в себе (коей является человек), если о них вообще можно говорить, должны быть описаны в терминах воли, а не разума: идеалы Просвещения уходят. Сущность мира, таким образом, лишена рационального начала. Разум подчинен воле (рациональное следует за иррациональным).
Воля к жизни Воля человека к жизни не имеет смысла и цели – только эгоизм. «В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти». В поисках смысла человек создает различные религии и философии. Человечество изобрело средство спасения от отсутствия смысла - «тихие гавани»:Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты.Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии.Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.
«Вникши в Ницше»
Воля к власти Уточняет «волю к жизни» как «волю к власти»Воля к власти - инстинктивная тяга всего живого к самоутверждению. Любая сущая вещь стремится к тому, чтобы доминировать над всем остальным.Воле к власти придается всеобщий характер => история – хаотичная борьба «центров силы», нет никакого развития, прогресс – ложная идея.
Сверхчеловек Как от обезьяны произошёл человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека:Умы не будут «задурманены» моралью и ограничениями. Переоценка всех ценностей. Сверхнравственный, «по ту сторону добра и зла» разрушитель старых ценностей и творец новых.«Бог умер — человек свободен». Религия, философия и мораль должны прославлять жизнь во всех её проявлениях, а все, что отрицает жизнь, её самоутверждение, — достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство, которое всегда принимает сторону слабого. «Наш долг это право, которое другие имеют на нас».Но!«Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой». Вера в улучшение человечества.
Этическая теория «Падающего толкни!»Люди так же стремятся к власти => неравенство между людьми естественно. Но! Это не повод для уничтожения слабых: слабые должны переродиться и стать сильными – сверхчеловеком. Бояться сверхчеловека можно лишь при извращенном понимании жизни. Опасного в нем ровно столько, сколько опасного в самой реальности. Ведь он и есть квинтэссенция реальности, он носит в себе все, что есть в ней страшного и загадочного, и "постигает реальность, как она есть", а не в ее затуманенном ложными идеями облике.\ => «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»
Судьба человечества Человек свободен! И рано или поздно он сбросит оковы морали, станет сверхчеловеком и пойдет к своей свободе – власти и своему счастью – возрастающей силе! Не миру, а войне – Ницше был убежден, что человечество вступает в эпоху глобальных войн и не ошибался. «Отказываясь от войны, отказываешься от великой жизни».
Вопросы для самопроверки: Артур Шопенгауэр: иррационализм и волюнтаризм.Вильгельм Фридрих Ницше: воля к власти и сверхчеловек.