КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГОСРЕДНЕВЕКОВЬЯ РАЗДЕЛ 1РАНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ЭТАПЫСРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Западной Европы:раннее Средневековье V-XI века зрелое (романское) Средневековье XI-XII века позднее (готическое) Средневековье XII-XVвека
Раздел1Раннее Средневековье V-XI века
СРЕДНЕВЕКОВОЙ принято называть культуру стран Европы и Востока периода феодализма, длящегося почти тысячелетие (от падения Римской империи в V веке и почти до XV века.ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫСтремление к универсализму, обобщённости.Объединение наследия древних цивилизаций и энергии молодых народовСтолкновение христианских идей и языческих представленийРазвитие религиозной, светской и народной культур Прикладной характер искусства в последний период расцвета ремесленного труда- Выражение жизненных позиций через систему условностей, символов, аллегорийОбращение к внутреннему миру человека. Восприятие души и тела как двух противоположных начал.Господство религиозного мировоззрения
В эпоху Средневековья формируется новый тип культуры – религиозный.В центре христианства находится личность Иисуса Христа – и человека, и божества
ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ
БИБЛИЯ – ГЛАВНАЯ КНИГА ХРИСТИАНИНАВ эпоху Средневековья почти единственная.Библия - с греческого «книги».Ветхий завет – история еврейского народа от сотворения мираНовый Завет или Евангелие – (В переводе с греческого «благая весть») – сочинение о земной жизни Иисуса Христа, главным образом о последних трёх годах.
«И внезапно вместе с ангелом явилось множество воинства небесного……И было: когда отошли от них на небо ангелы, пастухи стали говорить друг другу: дойдём же до Вифлеема и посмотрим, что такое произошло, о чём Господь объявил нам.»Лука: 2:8-15
Книга кельтов – древнейшая рукописная книга, сочетающая языческий стиль иллюстраций и христианское содержание.
Орёл – символ св. ИоаннаЛев – символ св.марка
Бык – символ св. Луки
РЕЛИКВАРИИ - СОКРОВИЩНИЦЫ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ РЕЛИКВИЙ – мощей святых
НАШЕСТВИЕ ВАРВАРОВ Хоть иногда лампады Рок гасил,Рим до конца исполнил труд владыки,Он был свершён, когда под вопль и крикиСонм варваров империю свалил. В. Брюсов
В 476 году под натиском варваров пала Западная Римская империя. Римляне называли«варварами»племена, жившие на границахРимской империи – кельтов, германцев, славян.
ВЫЕМЧАТАЯ И ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ФРАНКОВ-Эмалью заполняются углубления, сделанные на поверхности металлаИли ёмкости, сделанные тонкими перегородками.
ЮВЕЛИРНОЕ ИССКУСТВО ГЕРМАНЦЕВ Особенности: яркие краски, звериная символика, использование дорогих металлов и драгоценных камней
Резьба по камню и дереву Резная голова фантастического существа, украшавшая корабль. IX век. Норвегия.Каменный крест.Х век. Ирландия.
Высокие достижения варварских народов в прикладном искусстве и ремёслах отразились в оформлении окладов первых рукописных книг.
Христианские храмы раннего Средневековья – наследники римских построек Центрические в планемавзолеикапеллыПрямоугольные в плане базиликиКрестово-купольные храмыВосточной ЕвропыРоманские и готические храмыЗападной Европы
мавзолеи Сооружения круглые или восьмиугольные в планекапеллыМавзолей Теодориха, императора остготов, Равенна453-526г. арх.Франк Одо из Меца
базилика
Неф – внутреннее пространство храма, ограждённое стенами или аркадами.Апсида – полукруглый алтарный выступ, ориентированный на восток Атриум – двор перед христианской церковью ( римским домом), «райский сад».
Романские и готические храмы Западной Европы
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ При Каролингах – так называлась династия, происходившая от франкского короля и императора Карла Великого (768г. – 814г.) – античность провозглашалась идеалом государственности и культуры.«Каролингский ренессанс» - так называют искусство этой эпохи.При Карле возрождается искусство объёмной скульптуры. Статуэтка из бронзы.
архитектураКакие элементы римской архитектуры вы здесь видите?Капелла КарлаI в Ахене,788-805г.
Какая римская постройка лежит в основе данного сооружения?Монастырские ворота, Лорш. Германия, ок. 800 г.
Каменная скульптура по-прежнему представляла собой рельефы . Рельефы, выполнялись на библейские сюжеты
«Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах.»Папа Григорий I (590г.-604г.)
Фрески эпохи правления династии Каролингов
Фрески из королевского дворца в Барселоне, Каталония, Испания
ИСКУССТВО КНИЖНОЙ МИНИАТЮРЫ В эпоху раннего Средневековья зародилось искусство книжной миниатюры.Украшению книг уделялось огромное внимание. Сами книги помещались в драгоценные оклады, а их страницы расписывались причудливыми узорами, в которые вплеталась характерная для варваров языческая «звериная» и новая христианская символика.
Еще в эпоху каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры - книжной иллюстрации. Слово миниатюра происходит от латинского названия киновари - красной краски (лат. minium), которой было принято выделять начало текста. Художники-миниатюристы часто переезжали с места на место. Потому школ миниатюры не сложилось, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях.
В конце VIII века под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская в Ахене. Именно здесь в 781-789 годах по заказу Карла Великого мастер Годескальк выполнил особое Евангелие, где увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 году и крещение его сына Пипина папой Адрианом I. На пурпурном фоне пергамена мастер четко вывел золотые и серебряные буквы, которые символизируют красоту небес и вечной жизни.
Самой же богатой каролингской рукописью стала знаменитая Утрехтская Псалтирь (IX век), названная по месту ее хранения (университет нидерландского города Утрехта). В ней 165 миниатюр, каждая из которых соответствует определенному псалму. На рубеже ХII-ХIII веков в одном из баварских монастырей была создана и знаменитая Carminа Burana. Сборник был полон миниатюрами, которые окружал орнамент из деревьев и трав разнообразными зверями и птицами.
Особенности культуры и искусства раннего СредневековьяВЫВОДЫ:-Художественное творчество варварских народов представлено предметами прикладного характера с фольклорными орнаментами.Архитектура имела культовый характер. Её главные постройки – это храмы и монастыри. Зарождается два основных типа христианского храма – крестово-купольный и базиликальный. Скульптура представлена рельефами, похожими на античные образцы, но иллюстрирующими христианские сюжеты; возрождается объёмная скульптура. Живопись раннего средневековья – это мало сохранившиеся фрески и книжные миниатюры. Центры культуры возникают при монастырях или при дворах новых европейских королей - императоров Карла Великого, Оттона III Изобразительное искусство и архитектура раннего Средневековья были разрозненными, подражательными, то есть характерными для переходного периода.