Лекция № 2 – Основание города Сургута Эпоха великих географических открытий взорвала Старый Свет, в то время как европейцы устремились на Запад, русские воины приготовились к походу за Уральские горы (Камень)Проникавшие за Камень русские первопроходцы дивились тому, сколь велика и обильна была эта прекрасная страна.Русские казаки стремились сюда за пушниной и множество лишений и трудностей поджидало их на этом пути, множество преданий и песен оставили они после себяНо не только в устном виде донеслось до нас гулкое эхо их приключений и подвигов, есть и исторические документы, сохранившиеся до наших дней
Одно из первых описаний города Сургута сделал известный писатель и дипломат Николай Милеску Спафарий, проезшавший мимо Сургута в 1675г. С посольством в Китай.Вот, что он написал в своем путевом дневнике: « а приехали в Сургут мая 23 числа, и Сургут стоит на яру, на Оби на левой стороне. А сказывали, что тут прежде всего бывала Пегая Орда остяцкая. Да против Сургута ж – протока да остров, да ниже Сургута, на правой стороне, речка Сургут впала в Большую Обь и потому город Сургутом и называют»летом 1740г. В Сургуте побывал известный ученый –историк Герхард Фридрих Миллер. Вот, что он написал о Сургуте в своем знаменитом произведении «Описание Сибирского царства» -… «воеводою в Сургуте назван Владимир Оничков , а сам Сургут называется новым городом вверху реки Оби.»Шли годы и лишь в конце XIX века вдумчивому и основательному историку П.Н. Буцинскому удалось обнаружить документ под названием «копийная книга города Сургута» в которой был обнаружен УКАЗ от 19 ФЕВРАЛЯ 1594 г. Данный царем Федором Ивановичем воеводе князю Федору Петровичу Борятинскому и письменному голове Владимиру Оничкову «Об основании города Сургута»
Вот что предписывалась царским указом!«… а пришед князю Федору и Володимеру в Сургут, в котором месте пригоже, высмотря место крепкое, поставить город всеми ратными людьми тутошними…да то место написать в роспис и на чертеж начертить , и всякие крепости выписать, где станет город…чтоб государю все ведомо было.»Так в конце лета – начале осени 1594г. На правом берегу реки Оби, в полутора верстах от впадения в нее реки Бардаковки и при устье другой небольшой реки с Саймы в считанные недели вырос деревянный рубленый город с двумя воротами, четырьмя глухими и одной проезжей башней.
В городе разместились воеводский двор, пороховой погреб, тюрьма, государевы амбары, Троицкая церковь и Гостиный двор. В последствии это укрепление было обнесено еще и острогом с двумя глухими и одной проезжей башнями
Казакам предписывалось позаботится об «устройстве государева хлебного запаса»Предполагалось создать своеобразный «неприкосновенный запас», о чем читаем в царском наказе : «…а буде которых казаков и литву нужа имет хлебом, до государевых до хлебных до новых запасов хлеба у них не станет, и им давать хлеба понемногу из того государеву запасу , чтоб им з голоду не помереть»Иных источников продовольствия в Сургуте не было, т к земледелие здесь было не развито и местное население целиком и полностью питалось лишь дарами природы сибирской.
Любопытно, что воеводы еще только подплывали к тому месту, где предстояло ставить Сургут, а им уже дан был наказ взимать ясак (налог в виде пушнины) со всех народов, населявших бассейн Оби до устья ИртышаРасполагали ли воеводы достаточными для этого силами?Сургутский гарнизон с самого начала своего существования состоял из 155 служилых людей, прибывших в воеводском отряде со своими семьями, а так же из ружников, оброчников, духовенства, подьячих, толмачей, сторожей и…кого бы вы думали? Конечно же, ПАЛАЧА!
Однако вскоре выяснилось, что для покорения Пегой Орды этих сил не хватает и через два года в Сургут было прислано еще 112 человек.В 1601 году Сургутский гарнизон насчитывал уже 280 человек – стрельцов, казаков, литвы и черкас.Многие из них находились в постоянных разъездах – кто-то собирал ясак, кто-то покорял остяков, кто-то строил Нарымский и Кетский остроги.Служилые люди не могли посетовать на нехватку работы – хлопот и забот день ото дня не убавлялось
Сибирский казак
Подвоз по зимней дороге к вновь построенному Сургутскому острогу продовольствия
Типы сторожевых башен всех северных городов острогов , возводимых русскими служилыми людьми.
Русская колонизация западно-сибирских просторов практически не привнесла ничего нового в существовавшую систему управленияБолее того – мудрость русских первопроходцев состояла в том, что покоряя местное население и облагая их налогами, они не только не меняли сложившихся традиций, но даже не меняли местных названий. Потому Сургут – остался Сургутом, как называли это место местные аборигены, а не стал называться на русский манер.
Там, где суждено было возникнуть городу Сургуту, простирались владения местного остяцкого князя со звучным именем Бардак. Столица княжества находилась в 30 верстах от Сургута, в том месте где в Обь впадает Тром-АганРезиденция князя была надежно укреплена бревенчатым тыном, за которым располагались землянки, дававшие кров и тепло в холодные зимние ночи нескольким семьям охотников.Богат был князь Бардак, щедрые дары подносил он своим богам, и боги были милостивы к немуОни подарили ему 2 сыновей, двух помощников, которых нарекли Кинема и СуетаСыновья ниспослали Бардаку воинскую удачу , и племена, жившие вблизи его владений каждый год приносили Бардаку дивные собольи шкурки, лисьи меха умножая и без того немалое богатство своего повелителя
Карта основания первых сибирских городов-острогов русскими первопроходцами.
Описывая укрепления Бардакова городища (вернее того, что от них сохранилось) историк Г.Миллер отмечал:«князь Бардак настолько был уверен в своих силах, что сдался только тогда, когда русские выставили против его войск пушку и огнестрельное оружие»В конце концов (добровольно ли, или по принуждению) князь Бардак принял русское подданство и оказал пришельцам помощь в возведении крепости прямо в центре подвластной ему территорииТак, речка огибающая вновь отстроенный русский острог получила название Бардаковка, а название новому городу оставили то, каким называли это место хантыйские рыбаки «СУРГУТ», что в переводе с языка ханты означает «рыбное место».
Справедливости ради заметим, что не все в отношениях между русскими и остяками складывалось так просто и гладко. В том же царском наказе говорилось:«а сперва тутошних людей беречися, велети и лес ронить и привозить под город, а стояли б под городом, а в город их не пущать, пока места город укрепитца, а которые не почнут слушатьца и лесу к городовому делу возить, и их велеть воевать и стращать.Итак, сломив сопротивление сургутских остяков прибывшие воеводы стали спешно строитьсяВсе постройки были деревянными . Громко стучали топоры в мозолистых стрелецких руках- каждый стрелец был и плотником и столяромВпрочем лес валили рядом с сооружавшимся городом не только русские, но и остяки кодского князя и люди князя Бардака.
Воеводы глядя на то, как прилежно трудится на строительстве местное население, хмурили лбы: сейчас-то остяки помогают,а что будет когда основные силы русских покинут город? Не было бы худа…Поэтому Борятинский и Оничков, не очень уютно чувствуя себя на обском берегу, намеревались зимовать «с великим бережением», расставив сторожейи караульных «чтобы городу никакой порухи не было»Вся власть над округой концентрировалась в руках воевод, управляющих от имени государя, и согласно тем указам и наказам, которые привозили из МосквыВоеводы же собирали и ясак – налог в виде пушных шкурок, которым облагалось все местное остяцкое населениеПо другому этот налог называли еще и «мягкой рухлядью»
Итак, подведем итоги. Город Сургут был основан в 1594году от Рождества ХристоваНаказ о его строительстве подписал царь Федор Иванович 19 февраля (1 марта по новому стилю) 1594г.Основателями города считают князя Федора Борятинского и воеводу Владимира ОничковаНазвание Сургут получил от местного населения, что в переводе означает «рыбное место»Главным средством существования для русских служилых людей стал ясак – налог пушниной с местного населения