Культура Средневековья и Христианство в V - X веках. Подготовил презентацию ученик 6 класса”A” ГОУ СОШ №340 г.МосквыБаженов Влад
Варвары и культура античности. Варварским племенам, вторгшимся в пределы Западной Римской империи, были чужды и непонятны достижения древних греков и римлян. Завоеватели уничтожали произведения искусства, жгли римские города. Их интересовали только золото и драгоценности.
Осев на землях бывшей Западной Римской империи, варварские племена постепенно стали приобщаться к культурным достижением римлян.
Христианство и язычество Во времена войн, нашествий варваров, вспышек болезней и природных бедствий христианская церковь оставалась единственной организованной силой в Западной Европе. Она помогала людям, попавшим в беду. Священники становились советниками варварских королей.
Варвары-германцы называли себя христианами, но сохраняли языческие обычаи и верования. Из поколения в поколение передавались древние сказания. Германцы рассказывали легенды о злых и добрых богах. Верховным богом, отцом богов, владыкой неба и земли, покровителем воинов считался бог ОДИН. Другим почитаемым богом был – ТОР.
Часто языческие верования переплетались в жизни людей Средневековья с христианскими представлениями. Христианские святые стали напоминать языческих богов. Они должны были творить чудеса, защищать от неурожая, засухи, пожаров, болезней тех, кто к ним обращался с молитвой.Чтобы искоренить пережитки языческих верований, священники вырубали священные деревья, уничтожали изображения древних богов. Иногда церковь пыталась соединить христианские и языческие обряды. Так, языческий праздник встречи весны слился с церковным христианским праздником Воскресения Христова – Пасхой. Языческие обычаи стали частью европейской культуры Средневековья.
Образование в средневековой Европе Христианство сыграло большую роль в культурном развитии варваров. Очагами культуры в Европе были христианские монастыри, где жили монахи. Монахи учили людей понимать Священное писание. В монастырях создавали приюты, открывали больницы, школы.
Грамотными в то время были в основном священники и монахи. Письмо – первый предмет, которому обучали в монастырской школе. Ученики писали заострённой палочкой на вощенных дощечках. Затем обучались латинской грамоте, счету и пению. Следующим этапом было изучение «семи свободных искусств». Сначала ученики осваивали три предмета (по-латински тривиум) – грамматику, риторику, диалектику. Успешно овладев тривиумом, приступали к изучению четырёх более сложных наук (квадриум). В него входили арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Книжное дело Монахи в монастырях собирали и переписывали книги. В монастырских библиотеках хранились священные книги христиан, произведения церковных деятелей, труды древнегреческих и древнеримских писателей.Книги продолжали писать на пергаменте. На одну книгу могло уйти 300 шкур телят.
Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст красивым почерком фиолетовыми или желтыми чернилами; другие украшали заглавные буквы в начале красной строки, вписывая в них целые миниатюры; третьи делали орнамент. Деревянные переплеты рукописных книг украшали серебряными и золотыми пластинами с драгоценными камнями.
«Каролингское возрождение» В V - X веках грамотных людей в Европе было мало. Даже короли не всегда умели читать и писать. Письмом владели только священники, и то не все. Людям, не связанным с церковью, запрещалось даже читать.Карл стремился возродить не только Римскую империю, но и её высокую культуру, поэтому его время называют «Каролингским возрождением».
Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Карл Великий приглашал к своему двору образованных людей из разных стран (Италии, Испании, Англии, Ирландии). Он поручил ведать школами известному учёному монаху Алкуину. Алкуин не только организовывал обучение, но и написал школьные учебники по грамматике, риторике и диалектике.
Отрывок из учебника грамматики Алкуина начала IX века: Учебник построен в виде вопросов и ответов учителя.«Что такое буква? Страж истории. Что такое слово? Изменник души. Что рождает слово? Язык. Что такое язык? Бич воздуха. Что такое воздух? Хранитель жизни. Что такое жизнь? Для счастливых - радость, для несчастных – горе, ожидание смерти.»
При дворе Карла, в Ахене, возникло общество для научных занятий – «Дворцовая Академия». В её занятиях принимал участие сам император. Карл и его семья, придворные, учёные часто устраивали научные споры, обсуждали произведения церковных и античных писателей. Император знал языки покорённых народов, хорошо понимал латинский язык. Он держал под подушкой навощённые таблички, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы, но писать так и не научился. Однако расцвет культуры и образования в эпоху Карла Великого был недолгим. Каролингское Возрождение быстро угасло после распада империи Карла Великого.
Ответьте на вопросы: Как варвары-германцы относились к наследию античной культуры?Как церковь относилась к языческим обычаям?Чему учили в монастырских школах?Почему быстрое развитие культуры при Карле Великом получило название «Каролингское возрождение?Зачем Карл Великий держал под подушкой навощённые таблички?