Культура эпохи великих потрясений Классный час в 7 классе.Презентацию выполнила: Шулепова Наталия Валентиновна.
Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь. Козьма Прутков
Архитектура
УСПЕНСКИЙ СОБОР во Владимире, памятник владимиро-суздальской школы. Построенный в 1158-1160 годах, он послужил образцом при строительстве более поздних соборов. Сооружен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского.
С учетом опыта возведения Успенского собора во Владимире под руководством итальянского инженера и архитектора Аристотеля Фьораванти в центре Кремля вырастает Успенский собор. Он стал главным храмом столицы; отличался богатством и изяществом внешней и внутренней отделки. Белокаменный храм с золотыми куполами был виден издалека и создавал впечатление торжественности и величия.
происходили постановления в сан митрополитов и патриархов. Здесь же располагались и гробницы этих патриархов. Кроме того, в Успенском соборе находилась православная Святыня всей России – икона Владимирской Божьей Матери
Неподалёку выросли другие замечательные каменные церкви – Архангельский и Благовещенский соборы.
До XVII в. Кремлёвские башни не имели затейливых кремлёвских шатров, венчающих их в наше время, и поэтому крепость выглядела особенно суровой и мощной. Живописные зубцы, главное украшение стен, защищали верхний ярус боя. Красный цвет стены, удачно выбранные пропорции башен и их лаконичное архитектурное убранство прекрасно гармонировали с белыми соборами Кремля. По красоте и неприступности Кремль вошел в число лучших европейских крепостей своей эпохи.
Своеобразной чертой русского зодчества стало появление шатрового стиля. Под Москвой, в селе Коломенском, возвели шатровый храм Вознесения (1532) на высоком берегу Москвы – реки. О нём современники сказали: «Весьма чудна высотою и светлостью, такова не была прежде сего на Руси». Устремлённость вверх этого 60 – метрового чуда символизировала вечный порыв человека к Богу.
Венцом церковного строительства стал созданный архитекторами Бармой и Постником Покровский собор, «что на рву».
В народе его называли храмом Василия Блаженного. В нём не один год находился известный на Руси юродивый Василий Блаженный, не боявшийся вступать в спор с Иваном Грозным.
Каменное строительство развернулось и в других городах. Поднялись кремли в Туле, Серпухове, Нижнем Новгороде. Дмитриевская башня Нижегородского кремля
Живопись
Культурный взлёт Руси способствовал небывалому развитию церковной живописи. Произведения Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия стали образцами для подражания на многие века.
Иконы Феофана Грека – скупые, суровые краски, динамичные мазки быстрой кисти.
Иконы Андрея Рублёва – другой взгляд на мир, другая философия жизни. Радость выражена не в словах, а в красочных видениях. Здесь сама скорбь претворяется в радость.
Иконы Дионисия называют поэзией живописи.
Книгопечатание
1 марта 1564 года вышел «Апостол» - первая датированная книга Ивана Фёдорова.
На первых порах издавались церковные книги, но позже стали печатать и гражданские. Сам Иван Фёдоров прекрасно понимал значение своей работы. Он сравнивал её с деятельностью сеятеля: «… вместо житных семян духовные семена по вселенной развеять».
Литература
Былины Произведения Куликовского цикла Произведения, носящие острый полемический характер Произведение псковского монаха Филофея «Лицевой» летописный труд
Спасибо за внимание!