Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности
«Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних… Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сделал никому зла».Фрагмент из древнеегипетского свитка «Исповедь страдания»
Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.);Раннее царство (ХХХ-ХХVIII вв. до н.э.);Древнее царство (ХХVIII-ХХIII вв. до н.э.);Среднее царство (ХХI-ХVIII вв. до н.э.);Новое царство (ХVI-ХI вв. до н.э.);Позднее время (ХI в. – 332 г. до н.э.)
АНУБИС – сопровождающий умершихБАСТ – богиня любви и веселья
Бог солнца - РА
Египтяне создали богатую и древнейшую в мире литературу. Корни литературы Египта восходят к 4 тыс.до н.э., когда были созданы первые литературные записи. Нам известны многие жанры египетской литературы: сказки(«О правде и кривде»), поучения(«Поучение Аменемхета I»), биографии(«рассказ Синухета»), религиозные тексты(«гимн Ра») и народные песни(«погонщика быков»).Среди литературных памятников особое место занимает «Книга мёртвых» - собрание текстов необходимых для путешествия в Царство мёртвых и обретения там новой жизни. Важной частью книги являлась «Исповедь отрицания» которая произносилась умершим перед судом Осириса. В «Книге мёртвых» много иллюстраций, которые описывают загробный мир.
Самая древняя пирамида в Египте, пирамида Джоссера, построена по проекту архитектора Имхотепа (2780-2720 гг. до н. э.). Самая известная пирамида. Одно из семи чудес света. Построена фараоном Хуфу (Хеопсом 2551-2558гг.до н.э). Она имеет в высоту 146,6 метров. Пытаясь сохранить свои тела и после смерти, фараоны строили громадные гробницы. Все работы выполнялись тысячами рабочих вручную. Пирамиды часто подвергались разграблениям и начиная с Тутмоса I (1506 г.до н.э) фараоны предпочитали быть захороненными в гробницах высеченных в толще скал в Долине царей.
Абу-Симбел. Храм был вырезан в скале по приказу фараона Рамсеса II (1289-1224гг.до н.э). Фронтон храма находится во власти четырех гигантских статуй, каждая имеет высоту 20 метров, фасад храма более 35 метров в ширину и 30 метров в высоту. Храм для египтян был домом богов. В храме стояли культовые статуи божества, через которую бог общался с людьми. Внутри храма могли находиться только жрецы, а остальные имели право лишь принести дары и вознести молитвы. Во время праздников статую бога выносили из храма на священной лодке. Храм состоял из: внутреннего двора, зала для религиозных процессий (гипостиля) и святилища. Стены храма украшались надписями и рисунками.Храм бога Амона-Ра в Карнаке.
Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс охраняя гробницы. Тут, в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Естественной скале был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 м длины и 20 м высоты, с портретной головой Хефрена в традиционном головном уборе - царском платке.Популярность культа сфинкса выразилась в широком распространении его скульптурных повторений. В частности, сооружались целые аллеи сфинксов, ведущие к храмам.
В гробницах, храмах, при раскопках древних сооружений найдено множество прекрасных произведений искусства. Художники и скульпторы Египта при создании своих произведений должны были следовать строгим правилам.Гусь. Фрагмент росписи. Первая половина 3-го тыс. до н.э. Один из наиболее натуралистических примеров древнеегипетской живописи. Гуси на наружной штукатурке были частью разукрашенного храма. Сверкающие краски остались свежими до сих пор. Нефертити - жена фараона Аменхотепа IV (Эхнатона)14 в. до н.э. Это самый известный ее портрет, где она представлена в полном расцвете своей красоты. Статуя фараона Аменемхета III. 15в.до н.э
3 т. до н.э. Статуэтка писца Каи .При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших при раскопках: они приняли ее за живого человека, когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза. В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталем и блестящим черным деревом. Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек. Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо большее чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу.Принц Рахотеп с супругой принцессой Неферт. Принцесса носит повязку на голове, ожерелье, льняное платье и парик. На принце - простое ожерелье с амулетом и фартук. Рахотеп вероятно был сыном царя Снефру и занимал высшие должностии. 2700 г.до н.э
Богиня Исида ведет царицу Нефретаре в гробницу. 13 в.до.н.эРосписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех сценах изображённых на росписях. Фигуры изображались так, будто на них смотрят одновременно под несколькими углами зрения. Краски изготавливались из мела, охры, и минералов (медь, кобальт). Они растирались в порошок и смешивались с водой. Кисти делали из тростника. Танцовщица. 12 в. до н.э. Египетские художники никогда не занимались рисованием с натуры: при создании росписей они руководились правилами. Однако для успешного исполнения росписи художник должен был знать предметы, которые изображает. Художники тренировались, рисуя по памяти, чаще всего на глиняных черепках - остраконах.
Многочисленные изображения музыкантов, певцов и танцоров на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке и танцам. Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе - инструментальной музыке. Египетская музыка и танцы были связаны с мистериями : музыкально-драматическими представлениями, посвящёнными жизни богов. Самая популярная тема мистерий - повествование о смерти и воскресении Осириса, бога созидательных сил природы и загробного мира; в них исполнялись хвалебные гимны и скорбные песнопения - плачи. Музыкантши. Фрагмент росписи гробницы в Фивах XV в. до н.э.
Египтяне играли на разнообразных инструментах: струнных щипковых (арфа, лира), духовых (флейта, гобой), различных видах ударных (систр, медные тарелки). Прекрасные образцы музыкальных инструментов имеются в Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее. Однако никакого вида "нотной" записи не существовало, музыка входила в число священных искусств, обучение которым происходило непосредственно от учителя.
Египетская письменность зародилась в к.IV тыс.до н.э. Основой такого письма было рисуночное письмо. Она состояла из набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов, поясняющих смысл слова. Такие знаки получили название иероглифы, а египетская письменность - иероглифика. Их количество было более 700, а позднее – несколько тысяч. Иероглифы могли читаться слева направо или справа налево в зависимости от того, куда смотрят фигурки.Материалом для письма служили: камень (стены сооружений, стелы, статуи), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т.д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус – бумага из стеблей растения папирус.