Изменение мировоззрения в эпоху Возрождения
основные понятия теизм креационизм трансцендентность теоцентризм теология мистицизм пантеизм антропоцентризм гуманизм
Мировоззрение - система принципов и знаний, идеалов и ценностей, надежд и верований, взглядов на смысл и цели жизни, которые определяют деятельность индивида или социального субъекта и органически включаются в его поступки и нормы мышления…Мировоззрение есть форма самосознания личности и общества, через которую субъект осознает свою общественную сущность и оценивает свою духовно-практическую деятельность
Хронологические рамки Средневековья : Хронологические рамки эпохи Возрождения:
Николай Кузанский (1401-1464) - центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания.
(1548 - 17.2.1600) итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжён на костре.
Главные особенности средневекового общества: Беспредельное господство религиозного мировоззрения.Постулат о божественном происхождении власти.Подчинение светской власти римско-католической церкви.
Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран,который пришелся в основном на XIV-XVIстолетия, а в Италии начался еще в XIII веке, принято называть эпохой Возрождения (Ренессанса).
Характерные особенности эпохи Возрождения (В духовной области): ускоренное развитие городской светской культуры и ее демократизация;коренные изменения в мировоззрении, утверждение нового взгляда на устройство Вселенной, общества, человека;снижение авторитета средневековых культурных ценностей;появление прогрессивной идеологии гуманизма;повышенный интерес к античной культуре;высокая роль эстетического сознания.
Титаны эпохи Возрождения Никколо Макиавелли Рафаэль Санти Мазаччо Гольбейн Ганс Филиппо Брунеллески Леонардо да Винчи Микеланджело Буанорроти
Список литературы: Введение в обществознание. От мифологии к религии и философии (В.В. Бурякова, Е.Н. Захарова, С.Н. Пищулин)История мировых цивилизаций (В.М. Хачатурян)Интернет-ресурсы
Теизм (от греч. theós - бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве бог понимается как "триединство" трёх таких личностей).Креационизм (от лат. creatio - создание, сотворение) ненаучная концепция, трактующая многообразие форм органического мира как результат сотворения их Богом. В крайней форме креационизм отрицает изменение видов и их эволюцию. Креационистами были многие исследователи 18 - начала 19 вв.
Теоцентризм – это философское мировоззрение, которое доминировало в V-VI вв. Его главная идея гласила, что мир однажды был сотворен Богом, человек также есть твореное существо, созданное на шестой день творения. Мудростью считалась вера в Бога и добровольное подчинение Ему. Мир, созданный Богом, изменить невозможно, и поэтому человеку ничего не остается делать, как изменять самого себя, свои мысли и поступки. Так учила эта философия. Теология, богословие (греч. theos — Бог и logos — слово, учение) — спекулятивное учение о Боге, основывающееся на Откровении, т.е. божественном Слове, запечатленном в сакральных текстах теистических религий (в иудаизме — Торой, в христианстве — Библией, в исламе — Кораном). Термин «Т.» появился в антич. Греции и первоначально обозначал мифы о богах, эпические сказания, пророчества, трагедии.
Мистицизм - духовный поиск скрытой истины или мудрости, целью которого является связь с Богом или священным (трансцендентным) началом. Различные формы мистицизма встречаются во всех основных религиях, в шаманских и других экстатических практиках, даже в светской жизни. Пантеизм (от пан ... и греч. theos - бог), религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия "Бог" и "природа". И. Г. Гердер, И. В. Гете и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов.
Антропоцентризм (от греч. anthropos — человек, kentron — центр) — позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания, предполагает рассмотрение вещей исключительно с точки зрения целесообразности, т.е. телеологически. Гуманизм (лат. humanus — человечный) — система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15—16 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей жизнь человека системой жестких регламентаций, против ее аскетической и циничной морали.
Никколо Макиавелли Кисти Санти ди Тито, деталь
Рафаэль (Раффаэлло Санти) Автопортрет
Леонардо да Винчи Мона Лиза, также известная как Джоконда
МазаччоРаспятие Христа
Гольбейн Ганс (младший) Эразм
Филиппо Брунеллески Купол собора Санта-Мария
Микеланджело Буонарроти Статуя Моисея