Истоки древнеармянского театра и его развитие в эпоху эллинистической культуры
Истоки древнеармяснкого театра Религиозно- культовый обряд: «умирающему и воскресающему » богу Гисанэ Народные театрализованные действа и представления - самобытный театр гусанов
Самобытный театр гусанов Трагедийный театр дзайнарку-гусанов Комедийный театр катакагусанов Фарсово-буффонный театр гусанов-мимосов
Трагедийный жанр Участники обрядов: Гусаны - дзайнарку («оплакивающий»)
Дзайнарку-гусаны из Арциваника. Бронзовые статуэтки, найденные в Армении. Они изображают участников трагедийных представлений, связанных с погребальными обрядами. Фотоснимок.
Дзайнарку-гусаны из Сары-камыша. Статуэтки, раскопанные в Армении (около Карса). Дзайнарку-гусаны и Арциваника. Фото с бронзовой статуэтки.
Комедийный жанр Культовый церемониал «Воскресающего божества» Гисанэ. Празднования возрождения природы- наступление весны. Участники обряда:
Хехкатак из Ани. Шут-урод с искусственно обезображенным лицом и изрезанными ушами. На голове конусообразный колпак, напоминающий зачесанные кверху волосы. Бронзовая статуэтка. Хехкатак с берегов Севана.Шут-урод с непропорционально большой головой. Бронзовая статуэтка.
Театр гусанов- мимосов Гусан из Киликии. Актер, выступающий с обязательным атрибутом армянского театра гусанов-мимосов — псоглавой змеей. Древнеармянская заглавная буква в рукописи XIII века. ВАРДЗАК — актриса армянского театра гусанов-мимосов. На ней субукула — короткая и прозрачная туника. В руках у нее обязательный атрибут актеров театра гусанов-мимосов — палка (или змея) с собачьей головой.
КАКАВИЧ. Армянская танцовщица. Гусан-мимос и музыканты. Типичный костюм мима. Армянская миниатюра в евангелии 1401 г.
Великая Армения. 189 г. до н. э. Тигран II (95 – 56 до н. э.)
Общий вид раскопанного театра в Пергаме (Малая Азия).
Орхестра театра в Пергаме (Малая Азия).
Театр в Приене (Малая Азия). Реконструкция театра в Приене. Сцена с декорациями, орхестра и скамьи.
Первый армянский драматург Артавазд II ( 56-34 до н. э.)
Армавирские гусаны – дзайнарку. Трагики эллинистического театра Армении. Подвесные медальоны.Изображение сделано способом давления по тонкой золотой пластине.
Особенности древнеармянского театра в эпоху эллинистической культуры: Спектакли давались как на армянском, так и на греческом языках; На сцене выступали греческие актёры, одним из самых известных был трагик Язон Тралльский; Репертуар состоял в основном из произведений великих драматургов древности – Софокла (Антигона, царь Эдип), Эсхила (Агамемнон, Семеро против Фив) и Эврипида (Вакханки), но также ставились пьесы и трагедии царя-драматурга Артавазда;
Тематику пьес драматурги в основном писали не на общественно-политические, а на бытовые и семейные темы; В трагедиях и комедиях играли только мужчины. А женщинам разрешали принимать участие только в миме; В эллинистическую эпоху, актеры пользовались большим уважением, по – сравнению с самобытным театром древней Армении, где работа актёров считалась позорной.