Идеология Тайпинов Великой истины путь на небе берет начало, Ее я поведать хочу всем мудрецам на земле. Хун Сю-Цюань
План: Личность Хун Сю-Цюаня; Истоки идеологии тайпинов; Идейно-политическая направленность тайпинского движения.
Хун Сю-Цюань Родился в местечке Фуюаньшуй, провинция Гуандун Из крестьянской семьи, родители имели собственный участок земли, но приходилось терпеть нужду. Имя по рождению Хо-Сю, которое сменил на Сюцюань («Совершенный во всем»).
7 лет пошел в школу 16 лет бросил учебу из-за материальных затруднений Попытался сдать экзамен на степень сюцая, в Гуанчжоу 18 лет занял должность учителя в школе Изучал древние канонические книги В 1837 году он серьезно заболел, и во время болезни его посетили видения .
Истоки идеологии тайпинов Тайпин – великое равенство, идея восходит к рубежу нашей эры. Гуанчжоу- центр миссионеров. Книга «Добрые слова, увещевающие мир» автор Лянь Я-Фа.
Идея равенства Идею «великого равновесия» как высшей стадии триадического развития общества, которой предшествуют периоды «впадения в хаос» (шуай луань) и «подъема к равновесию» (шэн пин). Примерно в то же время она легла в основу учения, изложенного в классическом даосском трактате Тай пин цзин (Канон Великого равновесия). Давший название этому тексту социальный идеал предполагал воспроизведение в обществе природной гармонии, уравнительное распределение продуктов труда и равновесие человеческих интересов. Вместе с тем подобное благоденствие считалось зиждущимся на строгой социальной иерархии, воспроизводящей иерархию природных и сверхприродных сил. Учение о “Великом равенстве” распространяется в массах обездоленных крестьян, и императоры династии Хань уже отнюдь не воспринимаются как мессии, несущие царство равенства и благоденствия.
Идейно-политическая направленность тайпинского движения События, повлиявшие на развитие идеологии тайпинов: Неудачи в карьере Обострение болезни Хун Сю-Цюаня Угнетение народа манчжурскими сановниками Первая Опиумная война Амбиции Хун Сю-Цюаня: Продолжал верить, что может выбиться в ряды привилегированного сословия Решил посвятить себя борьбе за низвержение власти маньчжуров и установление царства справедливости под своей собственной эгидой Почему христианство? «Удобная» религия для обоснования своей власти: Единый бог Наличие пророков Идея социальной справедливости
Идеи христианства: признавали единого Бога (шан ди); учение о Троице понято ими не было, в первую очередь из-за несовершенства перевода; признавали существование Святого Духа; десять заповедей являлись столпом их вероучения и первым, чему учили детей и новообращенных; приобрели особенность христианства — нетерпимость.
«Общество поклонения Богу» Основные принципы: Внутренняя сплоченность Железная дисциплина Полное повиновение младших и низших старшим и высшим Уничтожение изображений божеств даосизма и буддизма Запрещение и осуждение распутства, непочтения родителей, распутств, грабежа, азартных игр, курения опиума, гадания Создание справедливого общества на основе всеобщего единства Чтить родителей – значит творить дело, угодное богу. - «Гимн об истинном пути к спасению мира» Не поклоняйся ложным богам, Праведным стань человеком. - «Гимн об истинном пути к спасению мира» Убийство себе подобных воистину страшный грех. - «Гимн об истинном пути к спасению мира» Первый неправедный путь – распутство (…) Блуд и разврат одинаково проклял небесный отец - «Гимн об истинном пути к спасению мира»
Основные религиозно-утопические идеи в произведениях: Поучение об обращении к истоку Пути и пробуждении мира (Юань дао син ши сюнь, 1845), Песнь об обращении к истоку Пути и спасении мира (Юань дао цзю ши гэ, 1845), Поучение об обращении к истоку Пути и познании мира (Юань дао цзюэ ши сюнь, 1846), Исправление порочного и возвращение правильного (Гай се гуй чжэн, 1846) Гимн об истинном пути к спасению мира «Манифест Великого благоденствия»
Поучении об обращении к истоку Пути и пробуждении мир идея надгосударственного единства человечества («града Божия») Древнекитайская идея «Великого единения» (да тун) «Если рассматривать наш современный грешный мир как состоящий из отдельных частей, то он представляет собой множество различных государств. А если рассматривать его как единое целое, то он представляет собой одну семью. Всемогущий верховный владыка – отец всех людей на этой грешной земле. Он – господин и творец всего, что есть как в нашей стране, так и в чужеземных государствах. Он – защитник и хранитель всего живого как в чужеземных странах, так и в Китае. В Поднебесной все мужчины – братья, все женщины – сестры. Как же могут существовать между ними границы частного? Как же могут появляться у них мысли отнимать [вещи] друг у друга?»
Заключение: Религиозная пропаганда обещала, помимо избавления от маньчжурских "демонов", вознаграждение в раю. Кроме того, идеология тайпинов подчеркивала равенство людей (включая женщин) перед Богом и обещала помощь калекам, одиноким вдовцам, вдовам и сиротам. Идеологическая программа тайпинов основывалась на учении христианства, но из которой они взяли приемлемые для них положения. В то же время христианские миссионеры не приняли этого учения, считали его сектантским, а Хуна Сю-Цюаня не считали пророком.
Литература: Тайпинское восстание. М., 1960 Васильев Л.С. История Востока. М., 2003 История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974 Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов. М., 1967 Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания//www.krugosvet.ru