Формирование средневековых городовФатеева Т.А., учитель истории МБОУГ № 20 г. Тулы
К X-XIвв. в хозяйственной жизни Западной Европы происходят изменения:Стали использоваться колесный плуг, борона, новая упряжь – хомут, конная тяга, что улучшило качество и скорость обработки земли.Значительным изобретением стала ветряная мельница, заменившая физическую силу человека и животных энергией ветра.
Тогда же стала использоваться более прогрессивная система землепользования – "трехполье", повлиявшая на рост урожайностиОсваивались новые земли: к концу XV века половина лесных массивов стала пригодна для земледелия. Осушались болота, строились оросительные каналы.
В условиях прекращения набегов норманнов и борьбы церкви с междоусобными войнами изменения в экономической жизни привели к следующим последствиям:
На смену натуральному хозяйству приходят товарно-денежные отношенияПроисходит отделение профессионального ремесла от земледелия!
Где возникали города?На берегах рек и морей , что позволяло вести морскую и речную торговлю, расширять связи
У речных переправ и бродов – «фут», «форд-реки»
Возле замков феодалов – «бург» - укрепление
У монастырей и резиденций архиепископов
Борьба городов с сеньорами«Нет земли без сеньора».Города возникали на земле феодала (короля, феодала, монастыря).
Сеньор устанавливал налоги:
Цели борьбы городов с сеньорами:сократить поборы;получить торговые привилегии;стремление к самоуправлению.В XII-XlV вв. начался подъем освободительного движения городского населения Западной Европы за независимость. Формы борьбы: военные действия и выкуп.Последствия:личная свобода граждан;хартия вольности;городское самоуправление.
«Городской воздух делает человека свободным»Если крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе «год и день», он становился свободным человеком.Коммуна – город, освободившийся от власти сеньора; независимый город, имеющий собственное самоуправление.Хартия – грамота, дававшая или подтверждающая те или иные права городов. Предоставлялась сеньорами или королем, который, как правило, поддерживал горожан в борьбе с сеньорами.
Городской СоветВозглавляет Совет мэр (Англия, Франция), бургомистр (Германия).В его ведении находились суд, казна, войско.Функции Совета:устанавливает местные налоги;руководит рынком;надзирает за порядком;издает местные законы.
Ремесло в средневековом городеПризнаки ремесленного производства:мелкое производствомастер – собственник орудий труда и одновременно работник;ручной трудпроизводство изделий на заказ и продажу
Мастер: собственник и работник, владеет всеми секретами производстваПодмастерье: получал плату за свой труд, жил в семье мастера, сдавал экзамен – изготавливали шедевр Заключал договор «О найме», длительный срок обучения, полное содержание мастером, работает бесплатно
Ремесленный цех – организация средневековых ремесленников одной специальности.Цели создания:создание для всех мастеров равных условий в производстве и продаже изделий;ограждение мастеров от соперничества ремесленников из других городов и сельской местности;слежение за качеством;помощь больным и нуждающимся ремесленникам.
Устав цеха парижских ткачей«Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на 4 года службы. Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине. Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа. Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола»
Цехи имели своих святых покровителей, эмблему, цеховую печать и кассу, совместные праздникиГербы цехов портных, седельщиков, бочаров, столяров
Способствовали развитию ремесла на раннем этапеЗабота о высоком качестве изделийЗащищали мастеров от конкуренцииРост разделения между цехамиЗапрет расширения мастерскихЗапрет введения новых орудий трудаНевозможность технических нововведенийНевозможность быстрого роста производства
Задание на домУчить §13. Заполнить сопоставительную таблицу:
Использованные ресурсы
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/20/Augsburg-1493.jpg/350px-Augsburg-1493.jpghttp://photos.wikimapia.org/p/00/00/22/70/50_big.jpghttp://www.estanbul.com/images/imported/2011/09/1121.jpghttp://2krota.ru/uploads/posts/2010-05/1273417038_kelnskijj-sobor-vysota-157-metrov.jpghttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/795d7b82-dbed-4d05-9196-2fe153cfae63/168.swfhttp://www.in-vest.ru/wp-content/uploads/2013/03/sro62.jpg