PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / История / Часть 27 «Монголо-татарское иго на Руси»
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Часть 27 «Монголо-татарское иго на Руси»


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Часть 27 «Монголо-татарское иго на Руси»


Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 7. Гибель в Орде князя Михаила и боярина Феодора 8. Князь Михаил и боярин Феодор
Описание слайда:

7. Гибель в Орде князя Михаила и боярина Феодора 8. Князь Михаил и боярин Феодор – святые мученики 9. Монголо-татары и православная вера 10. Ордынский царевич Разрушение селений Исчезновение ремесел Ханские баскаки Что значит прозвище «саинхан»? К хану за ярлыком Князь Михаил Черниговский в Орде План Тесты

№ слайда 3 Разрушения, совершенные на Руси Ордой Батыя, были поистине страшными. Разрушение
Описание слайда:

Разрушения, совершенные на Руси Ордой Батыя, были поистине страшными. Разрушение селений Глазунов И.С. Штурм града

№ слайда 4 Современные археологические раскопки показали следы национальной катастрофы 1237
Описание слайда:

Современные археологические раскопки показали следы национальной катастрофы 1237–1240 годов. Глазунов И.С. Зарево

№ слайда 5 Пепелища, братские могилы и остатки домов с костями детей, прятавшихся в печах,
Описание слайда:

Пепелища, братские могилы и остатки домов с костями детей, прятавшихся в печах, — в Киеве, Рязани, Волыни, Серенске, Изяславе, Торжке. Глазунов И.С. Битва. Временный перевес татар

№ слайда 6 После Батыева нашествия из 157 сельских поселений, известных в начале XIII века,
Описание слайда:

После Батыева нашествия из 157 сельских поселений, известных в начале XIII века, 105 прекратили свое существование, 14 городов исчезли с лица земли, и жизнь в них уже не возродилась.

№ слайда 7 Еще 35 были разрушены, а часть превратилась в села. В середине XIII века Киев пр
Описание слайда:

Еще 35 были разрушены, а часть превратилась в села. В середине XIII века Киев представлял собой небольшой городок, в котором было 200 дворов. Дополнительная иллюстрация

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Татаро - монгольское нашествие. О.Леонтьев
Описание слайда:

Татаро - монгольское нашествие. О.Леонтьев

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Рисунок В. Назарука
Описание слайда:

Рисунок В. Назарука

№ слайда 14 Дмитрий Зябкин. Битва на Калке
Описание слайда:

Дмитрий Зябкин. Битва на Калке

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 Игорь Мошкин. Ситская битва
Описание слайда:

Игорь Мошкин. Ситская битва

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Ростовский святой благоверный князь Василько в стане врага. Миниатюра на эмали Н
Описание слайда:

Ростовский святой благоверный князь Василько в стане врага. Миниатюра на эмали Н. А. Куландина

№ слайда 19 Рыженко П.В. Калка
Описание слайда:

Рыженко П.В. Калка

№ слайда 20 Борис Ольшанский. Славянская быль
Описание слайда:

Борис Ольшанский. Славянская быль

№ слайда 21 Глазунов И.С. Ночь после битвы.
Описание слайда:

Глазунов И.С. Ночь после битвы.

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24 Батый у стен Киева, 1240г. Ежов А.
Описание слайда:

Батый у стен Киева, 1240г. Ежов А.

№ слайда 25 Диорама Оборона Козельска 1238
Описание слайда:

Диорама Оборона Козельска 1238

№ слайда 26 Смирнов В.Г. Защита монастыря от войск Тохтамыша
Описание слайда:

Смирнов В.Г. Защита монастыря от войск Тохтамыша

№ слайда 27 Взятие монголами Владимира
Описание слайда:

Взятие монголами Владимира

№ слайда 28
Описание слайда:

№ слайда 29 В. Маторин. Задонщина
Описание слайда:

В. Маторин. Задонщина

№ слайда 30 С приходом монголов в северо-восточной Руси в течение ста лет не было каменного
Описание слайда:

С приходом монголов в северо-восточной Руси в течение ста лет не было каменного строительства, исчезли многие русские ремесла. Исчезновение ремесел

№ слайда 31 В старые времена секреты мастерства составляли семейную тайну и передавались от
Описание слайда:

В старые времена секреты мастерства составляли семейную тайну и передавались от отца к сыну. Убитые или угнанные в рабство никому не могли передать свои секреты.

№ слайда 32 При раскопках ордынских городов обнаружены следы кварталов, где жили уведенные в
Описание слайда:

При раскопках ордынских городов обнаружены следы кварталов, где жили уведенные в плен русские ремесленники.

№ слайда 33 Многие секреты производства были безвозвратно утеряны. Например, до нашествия мо
Описание слайда:

Многие секреты производства были безвозвратно утеряны. Например, до нашествия монголо-татар в Древней Руси умели изготовлять стекло. Впоследствии стеклоделие возродилось только в XVII веке с помощью итальянских и немецких мастеров. Угон русского полона в Орду. Миниатюра из венгерской хроники. 1488 г.

№ слайда 34 Но беда была не только в разорении. На Русскую землю легло тяжкое иго порабощени
Описание слайда:

Но беда была не только в разорении. На Русскую землю легло тяжкое иго порабощения. Ханские баскаки Баскаки. И. Гурьев

№ слайда 35 В 1243 году Батый назначил в русские города своих надзирателей — баскаков, а кня
Описание слайда:

В 1243 году Батый назначил в русские города своих надзирателей — баскаков, а князьям приказал являться к себе с изъявлением покорности.

№ слайда 36 Баскак, татарский чиновник, назначался ханом как полновластный правитель над пок
Описание слайда:

Баскак, татарский чиновник, назначался ханом как полновластный правитель над покоренными народами. Власть баскаков на Руси была выше власти князя или полководца.

№ слайда 37 Впоследствии, когда татары наложили на Русь дань, баскаки следили за сбором пода
Описание слайда:

Впоследствии, когда татары наложили на Русь дань, баскаки следили за сбором податей и за переписью населения. Баскаки вмешивались и во внутренние дела Руси. С. Иванов. Баскаки

№ слайда 38 Летописи полны свидетельствами монголо-татарского гнета и насилия.
Описание слайда:

Летописи полны свидетельствами монголо-татарского гнета и насилия.

№ слайда 39 Во многих городах: Ростове, Ярославле, Владимире, Суздале, Устюге вспыхивали вос
Описание слайда:

Во многих городах: Ростове, Ярославле, Владимире, Суздале, Устюге вспыхивали восстания против сборщиков дани. Ссора с баскаками могла для князя иметь самые тяжелые последствия.

№ слайда 40 По летописям, сказаниям и археологическим свидетельствам мы знаем о необычайной
Описание слайда:

По летописям, сказаниям и археологическим свидетельствам мы знаем о необычайной жестокости хана Батыя. Поэтому так странно узнать, что прозвище у него было «саинхан», что значит «добрый хан». Что значит прозвище «саинхан»?

№ слайда 41 Плано Карпини, посол папы римского, так пишет о нем: «Сей Батый очень ласков к с
Описание слайда:

Плано Карпини, посол папы римского, так пишет о нем: «Сей Батый очень ласков к своим людям, но, несмотря на это, они чрезвычайно боятся его, в сражениях он весьма жесток, а на войне хитер и лукав». Батый. Илюхин Борис

№ слайда 42 Наши русские источники также приводят несколько свидетельств хорошего отношения
Описание слайда:

Наши русские источники также приводят несколько свидетельств хорошего отношения Батыя к русским князьям и воинам. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается о том, как оценил Батый мужество и отвагу Евпатия Коловрата. Помним мы и о великодушном отношении Батыя к киевскому воеводе Дмитрию. Евпатий Коловрат П.П. Литвинский

№ слайда 43 Вот так неоднозначно оценивает история людей. Иногда один добрый поступок очень
Описание слайда:

Вот так неоднозначно оценивает история людей. Иногда один добрый поступок очень жестокого и безжалостного человека может оставить о нем добрую память. А иногда очень праведная и честная жизнь может быть стерта в памяти потомков одним недостойным действием. Изображение хана Батыя на китайской вазе

№ слайда 44 При Батые в Русской земле еще не были установлены татарские дани и пошлины. Но Б
Описание слайда:

При Батые в Русской земле еще не были установлены татарские дани и пошлины. Но Батый смотрел на русских князей как на своих подданных. Он мог ласкать и награждать князей, а мог унижать и убивать их или издеваться над ними.

№ слайда 45 Великий князь Юрий Всеволодович погиб на реке Сити, и Владимирский престол переш
Описание слайда:

Великий князь Юрий Всеволодович погиб на реке Сити, и Владимирский престол перешел к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу. К хану за ярлыком Прибытие князя Ярослава в Суздальский край после нашествия Батыя

№ слайда 46 Князь Ярослав должен был отправиться в Золотую Орду к Батыю. Как ни тяжко было г
Описание слайда:

Князь Ярослав должен был отправиться в Золотую Орду к Батыю. Как ни тяжко было гордому князю унижаться, он покорился ордынским ритуалам. Великий князь Ярослав Всеволодович (отец святого Александра Невского). XIII в. Фреска храма Спаса на Нередице. Новгород.

№ слайда 47 К хану пройти нужно было между двух костров. В этом состоял обряд очищения огнем
Описание слайда:

К хану пройти нужно было между двух костров. В этом состоял обряд очищения огнем. Монголо-татары верили, что огонь предохраняет от злых поступков и даже лишает силы яд, если его несут к хану.

№ слайда 48 Прежде чем войти к хану, надо было поклониться сначала на восток тени Чингисхана
Описание слайда:

Прежде чем войти к хану, надо было поклониться сначала на восток тени Чингисхана, потом войлочным идолам и, став на колени, склонить голову до земли. Нередко предлагали выпить кобылье молоко — кумыс, который русские считали поганым напитком.

№ слайда 49 Пройдя все эти унизительные для русского великого князя обряды, Ярослав получил
Описание слайда:

Пройдя все эти унизительные для русского великого князя обряды, Ярослав получил от Батыя ярлык. Князь обещал исполнять все приказания хана, обещал являться по первому его слову в Орду, признал над собой власть Батыя, а себя — его рабом.

№ слайда 50 Летописцы не осуждают князя. Они с сочувствием описывают муки его унижения и при
Описание слайда:

Летописцы не осуждают князя. Они с сочувствием описывают муки его унижения и признают, что, смирив свою гордость, великий князь Ярослав спас свой народ от новых бед и, возможно, полного истребления. Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. Около 1246.

№ слайда 51 Языческие ритуалы были противны русской христианской душе. Даже те князья, котор
Описание слайда:

Языческие ритуалы были противны русской христианской душе. Даже те князья, которые им покорялись и которые уезжали от хана с ярлыком на княжение и подарками, горестно восклицали: «О, злее зла честь татарская!». Чориков Б. Великий князь Ярослав после разорения татарами Руси возобновляет города.

№ слайда 52 Многие же князья отказывались исполнить требования монголо-татар и были погублен
Описание слайда:

Многие же князья отказывались исполнить требования монголо-татар и были погублены в Орде. Среди житийных памятников XIII века сохранилось «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Князь Михаил Черниговский в Орде Князь Михаил Черниговский Васнецов В.М.

№ слайда 53 Из этого письменного памятника мы узнаем, что князь Михаил Черниговский вместе с
Описание слайда:

Из этого письменного памятника мы узнаем, что князь Михаил Черниговский вместе со своим боярином Феодором прибыли в стан Батыя по его приказу. Василий Дворцов Св. Анна Кашинская провожает св. Михаила Тверского на смерть в Орду.

№ слайда 54 Батый велел жрецам своим совершить над Михаилом все, что следовало по языческим
Описание слайда:

Батый велел жрецам своим совершить над Михаилом все, что следовало по языческим уставам, а потом уже представить его в ханскую ставку. Михеев А.Г. Михаил Черниговский в Орде.

№ слайда 55 Михеев А.Г. Михаил Черниговский в Орде.
Описание слайда:

Михеев А.Г. Михаил Черниговский в Орде.

№ слайда 56 Князю Михаилу было 67 лет, и не смог он переломить себя и покориться. «Христиани
Описание слайда:

Князю Михаилу было 67 лет, и не смог он переломить себя и покориться. «Христианин поклоняется Творцу, а не твари», — твердо ответил он жрецам. Василий Смирнов. Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя.

№ слайда 57 Узнав о непокорности русского князя, Батый озлобился и велел ему или поклониться
Описание слайда:

Узнав о непокорности русского князя, Батый озлобился и велел ему или поклониться монгольским идолам, или умереть. Гибель в Орде князя Михаила и боярина Феодора Костылев Д.П. Мученичество Князя Михаила и боярина Феодора Черниговских.

№ слайда 58 «Я готов поклониться царю, — отвечал Михаил. — Ему вручил Бог судьбу царств земн
Описание слайда:

«Я готов поклониться царю, — отвечал Михаил. — Ему вручил Бог судьбу царств земных. Но я христианин и не могу поклониться тому, чему поклоняются жрецы». Татарские чиновники еще раз сказали ему: «Идут от хана убить вас; покоритесь и останетесь живы». Михаил и верный его боярин Феодор отвечали в один голос: «Не слушаем вас, не погубим души своей, не хотим славы мира сего». Князь Михаил Черниговский и боярин Феодор в Орде. Летописная миниатюра.

№ слайда 59 Скоро явились убийцы. Соскочив с коней, татарские палачи схватили Михаила, растя
Описание слайда:

Скоро явились убийцы. Соскочив с коней, татарские палачи схватили Михаила, растянули за ноги и за руки и долго зверски избивали.

№ слайда 60 А потом какой-то отступник из русских, Домант, уроженец Путивля, отрезал князю н
Описание слайда:

А потом какой-то отступник из русских, Домант, уроженец Путивля, отрезал князю ножом голову. Последние слова князя были: «Я христианин!». В. С. Смирнов. Мученическая смерть князя Михаила Черниговского (†1245) в Орде.

№ слайда 61 Вслед за своим князем был замучен и боярин Феодор. Убийство боярина Феодора Лето
Описание слайда:

Вслед за своим князем был замучен и боярин Феодор. Убийство боярина Феодора Летописная миниатюра

№ слайда 62 За верность христианской вере, а также по многочисленным чудесам, которые соверш
Описание слайда:

За верность христианской вере, а также по многочисленным чудесам, которые совершались на могилах убиенных князя Михаила и боярина Феодора, оба они причислены Русской Церковью к лику святых-мучеников. Князь Михаил и боярин Феодор – святые мученики Боярин Феодор и князь Михаил Черниговские. Фреска Дионисия.

№ слайда 63 Всего за 150 лет монголо-татарского ига в Орде было замучено более десяти русски
Описание слайда:

Всего за 150 лет монголо-татарского ига в Орде было замучено более десяти русских князей. А сонм святых Русской Церкви пополнился более чем двадцатью мучениками из числа погубленных в Орде священнослужителей, князей, бояр и воинов. Рака святых Михаила и Феодора в Архангельском соборе

№ слайда 64 В своем законе Чингисхан, который сам был язычником, объявил о терпимости монгол
Описание слайда:

В своем законе Чингисхан, который сам был язычником, объявил о терпимости монголов к любой вере. Монголо-татары и православная вера Св. прп. Макарий в плену у хана Улу-Махмета

№ слайда 65 Однако во время завоевания Руси монголы убили многих служителей Русской Церкви,
Описание слайда:

Однако во время завоевания Руси монголы убили многих служителей Русской Церкви, в том числе владимирского и переславского епископов, ограбили знаменитые русские церкви, похитили драгоценные оклады с икон. Кирилл Фадеев. Оборона Киева от татаро-монголов у Десятинной церкви.

№ слайда 66 С 1261 года путем дипломатических переговоров в Орде была учреждена православная
Описание слайда:

С 1261 года путем дипломатических переговоров в Орде была учреждена православная епархия. Это было великим утешением для многочисленных русских пленников. Ржевская Е.В. Поход в Сарай-Бату.

№ слайда 67 Первым епископом в столице Орды Сарай-Бату был Преосвященный Митрофан. Дьяков. С
Описание слайда:

Первым епископом в столице Орды Сарай-Бату был Преосвященный Митрофан. Дьяков. Сарай-бату. Дополнительная иллюстрация

№ слайда 68 Сарай-Бату (Сарай-ал-Махруса — «Богохранимый дворец»; Старый Сарай, Сарай I) — с
Описание слайда:

Сарай-Бату (Сарай-ал-Махруса — «Богохранимый дворец»; Старый Сарай, Сарай I) — средневековой город и столица Золотой Орды. Был основан около 1250 г. ханом Бату. Окончательно прекратил существование город в 1502 г. Располагался примерно в 80 км севернее современного города Астрахань в районе села Селитренное вдоль левого берега реки Ахтубы.

№ слайда 69 Через Сарай-Бату проходил Великий Шелковый путь. По началу это была кочевая став
Описание слайда:

Через Сарай-Бату проходил Великий Шелковый путь. По началу это была кочевая ставка, со временем выросшая до объемов города.

№ слайда 70
Описание слайда:

№ слайда 71 Городище Сарай-Бату – современная реконструкция
Описание слайда:

Городище Сарай-Бату – современная реконструкция

№ слайда 72 Городище Сарай-Бату – современная реконструкция
Описание слайда:

Городище Сарай-Бату – современная реконструкция

№ слайда 73 Городище Сарай-Бату – современная реконструкция
Описание слайда:

Городище Сарай-Бату – современная реконструкция

№ слайда 74 Городище Сарай-Бату – современная реконструкция
Описание слайда:

Городище Сарай-Бату – современная реконструкция

№ слайда 75 Городище Сарай-Бату – современная реконструкция
Описание слайда:

Городище Сарай-Бату – современная реконструкция

№ слайда 76 Раскоп на городище Сарай-Бату
Описание слайда:

Раскоп на городище Сарай-Бату

№ слайда 77 Раскоп на городище Сарай-Бату
Описание слайда:

Раскоп на городище Сарай-Бату

№ слайда 78 Колодец в Сарай-бату
Описание слайда:

Колодец в Сарай-бату

№ слайда 79
Описание слайда:

№ слайда 80
Описание слайда:

№ слайда 81
Описание слайда:

№ слайда 82
Описание слайда:

№ слайда 83 Христианская вера скоро стала пользоваться большим уважением среди монголо-татар
Описание слайда:

Христианская вера скоро стала пользоваться большим уважением среди монголо-татар. Некоторые жены ханов приняли крещение и стали христианками.

№ слайда 84 Яков Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золото
Описание слайда:

Яков Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды.

№ слайда 85 Самый яркий пример распространения христианской веры среди монголо-татар — жизнь
Описание слайда:

Самый яркий пример распространения христианской веры среди монголо-татар — жизнь ордынского царевича (племянника хана Берке, который был преемником хана Батыя и возглавлял после его смерти Золотую Орду). О жизни царевича нам рассказывает памятник XIV века: «Повесть о Петре, царевиче Ордынском». Ордынский царевич Прп. Петр Ордынский. Икона кон. XVII - нач. XVIII в., из храма Похвалы Пресвятой Богородицы Ростовского Петровского монастыря.

№ слайда 86 Слово о вере Христовой поразило юношу. Он стал уверяться в пустоте языческой рел
Описание слайда:

Слово о вере Христовой поразило юношу. Он стал уверяться в пустоте языческой религии — в бессмысленности поклонения солнцу, звездам, огню. Преп. Петр Царевич Ордынский, Ростов

№ слайда 87 Боясь гнева дяди, царевич тайно ушел из Орды в Ростов и там крестился с именем П
Описание слайда:

Боясь гнева дяди, царевич тайно ушел из Орды в Ростов и там крестился с именем Петр. Новый христианин научился русскому языку, усердно читал книги, молился, любил Богослужения, жил чисто и воздержанно. Преп. Петр Царевич Ордынский, Ростов

№ слайда 88 На заработанные у князя деньги Петр основал монастырь на берегу озера Неро, близ
Описание слайда:

На заработанные у князя деньги Петр основал монастырь на берегу озера Неро, близ Ростова, и там мирно окончил свои дни.

№ слайда 89 За жизнь, всецело посвященную Богу и служению людям, а по житию Петр всегда «был
Описание слайда:

За жизнь, всецело посвященную Богу и служению людям, а по житию Петр всегда «был отцом всех бедных и несчастных», он причислен к лику святых. Ростов, Петровский монастырь.

№ слайда 90 Ростовский Петровский монастырь.
Описание слайда:

Ростовский Петровский монастырь.

№ слайда 91 ТЕСТЫ
Описание слайда:

ТЕСТЫ

№ слайда 92 Вопрос: Замечательный памятник древнерусской литературы рассказывает о том, как
Описание слайда:

Вопрос: Замечательный памятник древнерусской литературы рассказывает о том, как крестился и исповедовал христианскую веру племянник хана Берке. Как называется это произведение? 3. Повесть о Горе-Злочастии Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 1. Повесть о Петре и Февронии 2. Повесть о Петре, царевиче Ордынском

№ слайда 93 Вопрос: После Батыева нашествия на Руси устанавливается монголо-татарское иго. С
Описание слайда:

Вопрос: После Батыева нашествия на Руси устанавливается монголо-татарское иго. Слово «иго» переводится как «угнетение подвластных народов». Внимательно прочитайте характеристики, данные игу. Какая из характеристик является неправильной? 3. Власть баскака была выше, чем власть князя. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 1. Князья должны были ездить за ярлыком в Орду. 8. Нужно было перестать исповедовать православную веру. 2. Хан назначал своего баскака в города и местности. 4. Русские княжества должны были платить дань и пошлины. 5. Если хан был недоволен размером уплаченной ему дани, совершались опустошительные набеги. 6. Русские воины должны были участвовать в походах вместе с монголо-татарскими. 7. Чтобы получить ярлык на княжение, нужно было задобрить хана подарками и пройти унизительные языческие обряды.

№ слайда 94 Вопрос: Монгольские ханы выдавали русским князьям ярлык на княжение. Что такое я
Описание слайда:

Вопрос: Монгольские ханы выдавали русским князьям ярлык на княжение. Что такое ярлык? 3. Угнетение подвластных народов. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 2. Представитель монгольского хана в завоеванных землях. 1. Грамота монголо-татарских ханов князьям на право владеть русской землей. 4. Напиток из кобыльего молока. 5. Пластинка, выдававшаяся монголо-татарскими ханами как верительная грамота. 6. Военачальник монголо-татарской армии.

№ слайда 95 Вопрос: Чьими сыновьями были великий князь Юрий Всеволодович и Ярослав Всеволодо
Описание слайда:

Вопрос: Чьими сыновьями были великий князь Юрий Всеволодович и Ярослав Всеволодович? 3. Владимира Мономаха Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 2. Юрия Долгорукого 1. Всеволода Большое Гнездо

№ слайда 96 Вопрос: Русская Православная Церковь потеряла многих священнослужителей во время
Описание слайда:

Вопрос: Русская Православная Церковь потеряла многих священнослужителей во время монголо-татарского ига, но все же путем переговоров в Золотой Орде была учреждена православная епархия. Когда она была учреждена? 3. В 1237 г. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 2. В 1242 г. 1. В 1261 г.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru