7. Гибель в Орде князя Михаила и боярина Феодора 8. Князь Михаил и боярин Феодор – святые мученики 9. Монголо-татары и православная вера 10. Ордынский царевич Разрушение селений Исчезновение ремесел Ханские баскаки Что значит прозвище «саинхан»? К хану за ярлыком Князь Михаил Черниговский в Орде План Тесты
Разрушения, совершенные на Руси Ордой Батыя, были поистине страшными. Разрушение селений Глазунов И.С. Штурм града
Современные археологические раскопки показали следы национальной катастрофы 1237–1240 годов. Глазунов И.С. Зарево
Пепелища, братские могилы и остатки домов с костями детей, прятавшихся в печах, — в Киеве, Рязани, Волыни, Серенске, Изяславе, Торжке. Глазунов И.С. Битва. Временный перевес татар
После Батыева нашествия из 157 сельских поселений, известных в начале XIII века, 105 прекратили свое существование, 14 городов исчезли с лица земли, и жизнь в них уже не возродилась.
Еще 35 были разрушены, а часть превратилась в села. В середине XIII века Киев представлял собой небольшой городок, в котором было 200 дворов. Дополнительная иллюстрация
Татаро - монгольское нашествие. О.Леонтьев
Рисунок В. Назарука
Дмитрий Зябкин. Битва на Калке
Игорь Мошкин. Ситская битва
Ростовский святой благоверный князь Василько в стане врага. Миниатюра на эмали Н. А. Куландина
Рыженко П.В. Калка
Борис Ольшанский. Славянская быль
Глазунов И.С. Ночь после битвы.
Батый у стен Киева, 1240г. Ежов А.
Диорама Оборона Козельска 1238
Смирнов В.Г. Защита монастыря от войск Тохтамыша
Взятие монголами Владимира
В. Маторин. Задонщина
С приходом монголов в северо-восточной Руси в течение ста лет не было каменного строительства, исчезли многие русские ремесла. Исчезновение ремесел
В старые времена секреты мастерства составляли семейную тайну и передавались от отца к сыну. Убитые или угнанные в рабство никому не могли передать свои секреты.
При раскопках ордынских городов обнаружены следы кварталов, где жили уведенные в плен русские ремесленники.
Многие секреты производства были безвозвратно утеряны. Например, до нашествия монголо-татар в Древней Руси умели изготовлять стекло. Впоследствии стеклоделие возродилось только в XVII веке с помощью итальянских и немецких мастеров. Угон русского полона в Орду. Миниатюра из венгерской хроники. 1488 г.
Но беда была не только в разорении. На Русскую землю легло тяжкое иго порабощения. Ханские баскаки Баскаки. И. Гурьев
В 1243 году Батый назначил в русские города своих надзирателей — баскаков, а князьям приказал являться к себе с изъявлением покорности.
Баскак, татарский чиновник, назначался ханом как полновластный правитель над покоренными народами. Власть баскаков на Руси была выше власти князя или полководца.
Впоследствии, когда татары наложили на Русь дань, баскаки следили за сбором податей и за переписью населения. Баскаки вмешивались и во внутренние дела Руси. С. Иванов. Баскаки
Летописи полны свидетельствами монголо-татарского гнета и насилия.
Во многих городах: Ростове, Ярославле, Владимире, Суздале, Устюге вспыхивали восстания против сборщиков дани. Ссора с баскаками могла для князя иметь самые тяжелые последствия.
По летописям, сказаниям и археологическим свидетельствам мы знаем о необычайной жестокости хана Батыя. Поэтому так странно узнать, что прозвище у него было «саинхан», что значит «добрый хан». Что значит прозвище «саинхан»?
Плано Карпини, посол папы римского, так пишет о нем: «Сей Батый очень ласков к своим людям, но, несмотря на это, они чрезвычайно боятся его, в сражениях он весьма жесток, а на войне хитер и лукав». Батый. Илюхин Борис
Наши русские источники также приводят несколько свидетельств хорошего отношения Батыя к русским князьям и воинам. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается о том, как оценил Батый мужество и отвагу Евпатия Коловрата. Помним мы и о великодушном отношении Батыя к киевскому воеводе Дмитрию. Евпатий Коловрат П.П. Литвинский
Вот так неоднозначно оценивает история людей. Иногда один добрый поступок очень жестокого и безжалостного человека может оставить о нем добрую память. А иногда очень праведная и честная жизнь может быть стерта в памяти потомков одним недостойным действием. Изображение хана Батыя на китайской вазе
При Батые в Русской земле еще не были установлены татарские дани и пошлины. Но Батый смотрел на русских князей как на своих подданных. Он мог ласкать и награждать князей, а мог унижать и убивать их или издеваться над ними.
Великий князь Юрий Всеволодович погиб на реке Сити, и Владимирский престол перешел к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу. К хану за ярлыком Прибытие князя Ярослава в Суздальский край после нашествия Батыя
Князь Ярослав должен был отправиться в Золотую Орду к Батыю. Как ни тяжко было гордому князю унижаться, он покорился ордынским ритуалам. Великий князь Ярослав Всеволодович (отец святого Александра Невского). XIII в. Фреска храма Спаса на Нередице. Новгород.
К хану пройти нужно было между двух костров. В этом состоял обряд очищения огнем. Монголо-татары верили, что огонь предохраняет от злых поступков и даже лишает силы яд, если его несут к хану.
Прежде чем войти к хану, надо было поклониться сначала на восток тени Чингисхана, потом войлочным идолам и, став на колени, склонить голову до земли. Нередко предлагали выпить кобылье молоко — кумыс, который русские считали поганым напитком.
Пройдя все эти унизительные для русского великого князя обряды, Ярослав получил от Батыя ярлык. Князь обещал исполнять все приказания хана, обещал являться по первому его слову в Орду, признал над собой власть Батыя, а себя — его рабом.
Летописцы не осуждают князя. Они с сочувствием описывают муки его унижения и признают, что, смирив свою гордость, великий князь Ярослав спас свой народ от новых бед и, возможно, полного истребления. Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице церковь близ Новгорода. Около 1246.
Языческие ритуалы были противны русской христианской душе. Даже те князья, которые им покорялись и которые уезжали от хана с ярлыком на княжение и подарками, горестно восклицали: «О, злее зла честь татарская!». Чориков Б. Великий князь Ярослав после разорения татарами Руси возобновляет города.
Многие же князья отказывались исполнить требования монголо-татар и были погублены в Орде. Среди житийных памятников XIII века сохранилось «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Князь Михаил Черниговский в Орде Князь Михаил Черниговский Васнецов В.М.
Из этого письменного памятника мы узнаем, что князь Михаил Черниговский вместе со своим боярином Феодором прибыли в стан Батыя по его приказу. Василий Дворцов Св. Анна Кашинская провожает св. Михаила Тверского на смерть в Орду.
Батый велел жрецам своим совершить над Михаилом все, что следовало по языческим уставам, а потом уже представить его в ханскую ставку. Михеев А.Г. Михаил Черниговский в Орде.
Михеев А.Г. Михаил Черниговский в Орде.
Князю Михаилу было 67 лет, и не смог он переломить себя и покориться. «Христианин поклоняется Творцу, а не твари», — твердо ответил он жрецам. Василий Смирнов. Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя.
Узнав о непокорности русского князя, Батый озлобился и велел ему или поклониться монгольским идолам, или умереть. Гибель в Орде князя Михаила и боярина Феодора Костылев Д.П. Мученичество Князя Михаила и боярина Феодора Черниговских.
«Я готов поклониться царю, — отвечал Михаил. — Ему вручил Бог судьбу царств земных. Но я христианин и не могу поклониться тому, чему поклоняются жрецы». Татарские чиновники еще раз сказали ему: «Идут от хана убить вас; покоритесь и останетесь живы». Михаил и верный его боярин Феодор отвечали в один голос: «Не слушаем вас, не погубим души своей, не хотим славы мира сего». Князь Михаил Черниговский и боярин Феодор в Орде. Летописная миниатюра.
Скоро явились убийцы. Соскочив с коней, татарские палачи схватили Михаила, растянули за ноги и за руки и долго зверски избивали.
А потом какой-то отступник из русских, Домант, уроженец Путивля, отрезал князю ножом голову. Последние слова князя были: «Я христианин!». В. С. Смирнов. Мученическая смерть князя Михаила Черниговского (†1245) в Орде.
Вслед за своим князем был замучен и боярин Феодор. Убийство боярина Феодора Летописная миниатюра
За верность христианской вере, а также по многочисленным чудесам, которые совершались на могилах убиенных князя Михаила и боярина Феодора, оба они причислены Русской Церковью к лику святых-мучеников. Князь Михаил и боярин Феодор – святые мученики Боярин Феодор и князь Михаил Черниговские. Фреска Дионисия.
Всего за 150 лет монголо-татарского ига в Орде было замучено более десяти русских князей. А сонм святых Русской Церкви пополнился более чем двадцатью мучениками из числа погубленных в Орде священнослужителей, князей, бояр и воинов. Рака святых Михаила и Феодора в Архангельском соборе
В своем законе Чингисхан, который сам был язычником, объявил о терпимости монголов к любой вере. Монголо-татары и православная вера Св. прп. Макарий в плену у хана Улу-Махмета
Однако во время завоевания Руси монголы убили многих служителей Русской Церкви, в том числе владимирского и переславского епископов, ограбили знаменитые русские церкви, похитили драгоценные оклады с икон. Кирилл Фадеев. Оборона Киева от татаро-монголов у Десятинной церкви.
С 1261 года путем дипломатических переговоров в Орде была учреждена православная епархия. Это было великим утешением для многочисленных русских пленников. Ржевская Е.В. Поход в Сарай-Бату.
Первым епископом в столице Орды Сарай-Бату был Преосвященный Митрофан. Дьяков. Сарай-бату. Дополнительная иллюстрация
Сарай-Бату (Сарай-ал-Махруса — «Богохранимый дворец»; Старый Сарай, Сарай I) — средневековой город и столица Золотой Орды. Был основан около 1250 г. ханом Бату. Окончательно прекратил существование город в 1502 г. Располагался примерно в 80 км севернее современного города Астрахань в районе села Селитренное вдоль левого берега реки Ахтубы.
Через Сарай-Бату проходил Великий Шелковый путь. По началу это была кочевая ставка, со временем выросшая до объемов города.
Городище Сарай-Бату – современная реконструкция
Городище Сарай-Бату – современная реконструкция
Городище Сарай-Бату – современная реконструкция
Городище Сарай-Бату – современная реконструкция
Городище Сарай-Бату – современная реконструкция
Раскоп на городище Сарай-Бату
Раскоп на городище Сарай-Бату
Колодец в Сарай-бату
Христианская вера скоро стала пользоваться большим уважением среди монголо-татар. Некоторые жены ханов приняли крещение и стали христианками.
Яков Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды.
Самый яркий пример распространения христианской веры среди монголо-татар — жизнь ордынского царевича (племянника хана Берке, который был преемником хана Батыя и возглавлял после его смерти Золотую Орду). О жизни царевича нам рассказывает памятник XIV века: «Повесть о Петре, царевиче Ордынском». Ордынский царевич Прп. Петр Ордынский. Икона кон. XVII - нач. XVIII в., из храма Похвалы Пресвятой Богородицы Ростовского Петровского монастыря.
Слово о вере Христовой поразило юношу. Он стал уверяться в пустоте языческой религии — в бессмысленности поклонения солнцу, звездам, огню. Преп. Петр Царевич Ордынский, Ростов
Боясь гнева дяди, царевич тайно ушел из Орды в Ростов и там крестился с именем Петр. Новый христианин научился русскому языку, усердно читал книги, молился, любил Богослужения, жил чисто и воздержанно. Преп. Петр Царевич Ордынский, Ростов
На заработанные у князя деньги Петр основал монастырь на берегу озера Неро, близ Ростова, и там мирно окончил свои дни.
За жизнь, всецело посвященную Богу и служению людям, а по житию Петр всегда «был отцом всех бедных и несчастных», он причислен к лику святых. Ростов, Петровский монастырь.
Ростовский Петровский монастырь.
ТЕСТЫ
Вопрос: Замечательный памятник древнерусской литературы рассказывает о том, как крестился и исповедовал христианскую веру племянник хана Берке. Как называется это произведение? 3. Повесть о Горе-Злочастии Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 1. Повесть о Петре и Февронии 2. Повесть о Петре, царевиче Ордынском
Вопрос: После Батыева нашествия на Руси устанавливается монголо-татарское иго. Слово «иго» переводится как «угнетение подвластных народов». Внимательно прочитайте характеристики, данные игу. Какая из характеристик является неправильной? 3. Власть баскака была выше, чем власть князя. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 1. Князья должны были ездить за ярлыком в Орду. 8. Нужно было перестать исповедовать православную веру. 2. Хан назначал своего баскака в города и местности. 4. Русские княжества должны были платить дань и пошлины. 5. Если хан был недоволен размером уплаченной ему дани, совершались опустошительные набеги. 6. Русские воины должны были участвовать в походах вместе с монголо-татарскими. 7. Чтобы получить ярлык на княжение, нужно было задобрить хана подарками и пройти унизительные языческие обряды.
Вопрос: Монгольские ханы выдавали русским князьям ярлык на княжение. Что такое ярлык? 3. Угнетение подвластных народов. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 2. Представитель монгольского хана в завоеванных землях. 1. Грамота монголо-татарских ханов князьям на право владеть русской землей. 4. Напиток из кобыльего молока. 5. Пластинка, выдававшаяся монголо-татарскими ханами как верительная грамота. 6. Военачальник монголо-татарской армии.
Вопрос: Чьими сыновьями были великий князь Юрий Всеволодович и Ярослав Всеволодович? 3. Владимира Мономаха Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 2. Юрия Долгорукого 1. Всеволода Большое Гнездо
Вопрос: Русская Православная Церковь потеряла многих священнослужителей во время монголо-татарского ига, но все же путем переговоров в Золотой Орде была учреждена православная епархия. Когда она была учреждена? 3. В 1237 г. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 2. В 1242 г. 1. В 1261 г.