Быт и культура адыгов и казаков 7 класс Учитель: Манижашвили Н.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Ст.Каневской Каневского района краснодарского края
Цель Развивать умение сравнивать и обобщать материал; Познакомиться с традиционной культурой населения Кубани.
Формирование культуры Кубани
1. Жилище. Адыги. Дома в аулах стояли груп пами по десять, двадцать, а иногда и сорок. Селившиеся по соседству были чаще всего близкими или дальними родственниками. В поселениях жило несколько семей. Число домов нередко достигало 500. Семьи были большие — по 1 0 -1 2 человек каждая. Если вы сделаете простые подсчеты, то легко убедитесь, что в наиболее крупных черкесских поселениях прожива ло до 5 — 6 тысяч человек.
1. Жилище. Адыги. Внутреннее убранство было простым, оно отличалось чистотой, опрятностью и строгим порядком расположения вещей и предметов. Такой строгий порядок обеспечивался в связи с большим семейством (8-15 человек). Поэтому особое внимание уделялось воспитанию девушек, умению поддержать порядок. Девушка в доме в любое время суток, даже ночью была готова найти любую вещь. Она ничего не должна была искать. Каждый предмет имел свое определенное место.
2. Черноморцы и линейцы.
Неподражаемость хаты Крыша куреней была соломенная, камышовая или реже деревянная. Она была четырехскатная издали воспринимаемая как круглая. К тому же все комнаты куреня имели между собой двери, т. е. Можно было обойти по «кругу». Пожалуй, самым удивительным была конструкция карнизной части.
Почти в каждой хате или избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники
Рабочим местом хозяйки дома был бабий кут. В нём все было приспособлено для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи.
3. Одежда. Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который надевался кафтан красного цвета. В 1810г. была утверждена единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна. Женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты - "кохточки".
3. Одежда. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К середине XIX в. казачья форма черноморцев и линейцев была унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой - бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Во второй половине XIX - начале XX вв. стало обычным ношение мундира
3. Одежда. Адыги. Основными элементами национального женского костюма были корсет, нижняя и верхняя рубахи, верхнее платье (сай), головной убор, обувь. На голое тело девушки надевали корсет, туго обтягивающий грудь. Для девушек из зажиточных семей его делали из красного сафьяна, а для девушек из бедных - из желтой мешковины. Корсеты шили также из материи и холста.
3. Одежда. Адыги. Газыри галуны Башлык Шапка Рубаха Шаровары Бурка черкеска
Современная форма казаков.
Семейный и общественный быт. В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX в. предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - "вдов, девок", семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.
Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице.
Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний. Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники.
Фольклор. У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика.
Фольклор. В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков. В станицах (черноморских и линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.
«Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих,— отмечал Хан-Гирей,— сберегаема для приема гостей». Гость пользовался особой неприкосновенностью. «Для нас всякий путешественник, переступивший порог сакли, есть лицо священное»,— писал Ш. Ногмов.
В XVIII - первой половине XIX вв. у адыгов сохранялась семейная община. В такой общине могло быть до 100 человек. Семейная община обозначалась терминами унэгъошхо -большая семья, бынышху - большое гнездо, унэгъошхо — густая семья. Для семейной общины были характерны коллективное производство и потребление. Общиной руководил отец семьи, а после смерти его - старший сын.
Проверка знаний. 1-вариант 2-вариант Почему кубанская культура считается самобытной? Из чего она складывалась? В чём проявилось влияние адыгов на своих соседей казаков? Чем отличалось устройство черноморской станицы от линейной? Как выглядела хата черноморца и как хата линейца? В чём их различие и в чём сходство? Что такое «красный угол»? Что ещё украшало жилище казака? Что являлось основным элементом одежды у казачек? Что представлял собой женский казачий? Что такое «шлычка»? На ком держалась казачья семья? Почему? Как происходило становление современного мужского казачьего костюма? Какие праздники отмечали в казачьих станицах? Что существовало и в черноморских и в линейных станицах? С чем это связано? Какие песни пели казаки? Кто такие «кобзари»? Что из казачьего быта и традиций сохранилось и в наши дни? Какие обычаи горцев тебе запомнились? Почему?