Операторы ввода, вывода, и присваивания
Команда присваивания используется для изменения значений переменных, в языке Паскаль эта команда обозначается так:<имя переменной>:=<выражение>;Тип значение выражения должен совпадать с типом переменной.Пример:а:=2; b:=8;S:=а+b;После выполненных последовательно данных трех команд переменная S принимает значение равное 10.
Оператор присваивания a:=2; b:=a+4;b:=1-b; c:=-b+3*a;a:=7; b:=a-4;b:=-a; c:=-a+2*b;a:=1;b:=0;b:=b+2;a:=a+b;
КОМАНДЫ ВЫВОДА WRITE ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке.WRITELN ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая.Пример:Writeln('Мне16лет');На экране появится: Мне 16 летa:=11;Writeln('Я учусь в ', а,' классе');На экране появится: Я учусь в 11 классех:=3;у:=6;Writeln(х+у,' рублей');На экране появится: 9 рублей
КОМАНДЫ ВВОДА READ ( ); или READLN ( ); - считывает в перечисленные в скобках переменные значения, введенные с клавиатуры (через пробел или после каждого значения нажимают Enter). Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать Enter.В качестве параметров в круглых скобках через запятую указываются имена переменных, значения которых считываются. При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln ( );Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.Пример: Запросить с клавиатуры значение переменной а.Write (‘a=’);Readln(а);На экране появится а= и после знака равно будет мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры целого числа. После ввода числа необходимо нажать Enter.
Задача. Найти сумму двух чисел Program N1;Var а, b: Integer; {переменные а и b целого типа}S: Longint;{переменная S типа длинное целое}Веginа:=7;{присваивание значения первому числу а}b:=4;{присваивание значения второму числу b}S:=а+b;{вычисление суммы S чисел а и b}{вывод результата работы программы на экран}Writeln (' сумма ', а ,' и ', b ,' равна ', S);End.
Program N2;Var а, b: Integer; {переменные а и b целого типа}S: Longint;{переменная S типа длинное целое}ВеginWriteln (‘а’,a);{вводим а}Writeln ( ‘b’,b);{вводим b}S:=а+b;{вычисление суммы S чисел а и b}{вывод результата работы программы на экран}Writeln (' сумма ', а ,' и ', b ,' равна ', S);End.
ЗАДАЧА Найти произведение двух целых чисел.Решение:Вводим два целых числа с клавиатуры.Вычисляем их произведение.Выводим результат на экран.Программа будет иметь вид:Program N3;Var a, b :Integer;p: Longint;BeginWriteln(' Введите два числа ');Readln(а,b);р:=а*b;Writeln (' произведение ', а ,' и ', b ,' равно', р);Readln;End.
с какими операторами мы с вами сегодня познакомились? Какие действия они выполняют?
Домашнее заданиеНаписать программу на вычисления площади и периметра прямоугольника, где а и b вводится с клавиатуры.