900igr.net
КОНФЕРЕНЦИЯ: ОНЛАЙН МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНСТРУМЕНТЫ И КЕЙСЫ Сообщение: «МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ ОНЛАЙН ИССЛЕДОВАНИЯМ? ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ПАНЕЛЕЙ» Александр Шашкин Генеральный директор OMI (Online Market Intelligence)
ТРЕНДЫ В ОБЛАСТИ СБОРА ДАННЫХ Пассивные измерения (RFID, камеры в магазинах, пипл-метры, сканирование чеков, eye-tracking и т.п.) Онлайн исследования с использованием access-панелей, собственные панели клиентов (клубы потребителей) Усложнение качественных методик (этнография, глубинки на дому, длительные наблюдения с помощью веб-камер и т.п.) Новые типы исследований (блоги, Second Life, WOM, удобство веб-сайтов и т.п.)
Введение: Какие они бывают?
Динамика затрат на онлайн исследования в мире* (USD млн) *Источник: Inside Research, Март 2008 **Новые типы исследований включают изучение распространения слухов, частные панели, технические замеры в сети Интернет ’08 (ПР) ‘07 ‘06 ‘05 ‘04 ‘03 ‘02 Маркетинговые исследования США 1859 1665 1441 1216 1041 836 685 Европа 890 653 481 306 204 137 97 Япония 488 436 386 295 163 95 42 Остальной мир 697 544 399 256 145 88 47 ВСЕГО 3934 3298 2707 2073 1553 1156 871 Новые типы исследований** 385 264 188 146 112 86 64 ИТОГО в мире 4319 3562 2895 2219 1665 1242 935
Количественные исследования в США: оффлайн VS онлайн* *Источник: Inside Research, Январь 2008 ВСЕГО количественные исследования ($млн) Онлайн ($млн) Доля онлайн, % 2008 (ПР) 3694 1576 42,7 2007 3485 1398 40,1 2006 3288 1218 37,0 2005 3051 997 32,7 2004 2938 844 28,7 2003 2618 667 25,5 2002 2480 516 20,8 2001 2403 365 15,2 2000 2446 231 9,4
Что первично для качественных онлайн исследований? «Качество» панелистов или достоверность информации? ТОЛЬКО КАЧЕСТВО ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Как измерить качество панелистов? Мотивация участия в панели Какие аспекты участия респонденты ценят больше всего? Что людям не нравится в проекте?
Эмпирическая основа Исследование удовлетворенности участников онлайн панели Anketka.ru Три волны: Февраль, Май, Сентябрь 2008, случайная национальная выборка: N=650 онлайн интервью в каждой волне, Россия Кейсы онлайн панелей Anketka.ru and AvtoOpros.ru
Мотивация и типология ‘Любопытные’ – интерес, удовольствие (56%) ‘Ответственные’ – желание помочь производителям (23%) ‘Прагматики’ – вознаграждение (19%)
Мотивация и качество Слишком большая доля людей в панели, заполняющих опросы за деньги, ставит под сомнение качество такой панели (Postoaka, 2002:114). Система управления панелью должна быть направлена на удержание максимальной доли любопытных и ответственных респондентов
ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ: ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ пребывания на панельном портале заполнения анкет коммуникации с менеджерами панели и службой поддержки коммуникации с другими участниками панели?
Важные характеристики проекта Характеристики Рейтинг (1-я/2-я/3-я волна) Интересная тема опроса 1/1/1 Частота получения приглашений к опросам 2/2/2 Отсутствие грамматических и орфографических ошибок в анкетах 3/4/7 Размер вознаграждения за заполнение анкеты 4/5/4 Наличие нескольких вариантов обналичивания накопленных денег 5/7/5 Регулярное получение новостей Анкетки 7/9/8 Внешний вид и дизайн анкет 7/8/9 Возможность отвечать на экспресс-опросы -/6/6 Проект российский, а не иностранный 8/3/3 Благотворительность 9/10/11 Наличие возможности общения на сайте 10/12/13 Наличие развлекательных разделов на сайте 11/11/12 Рассылка поздравлений с Днем рождения -/-/10
Разные люди – разные ценности Любопытные Ответственные Прагматики 1 место Интересная тема опроса Интересная тема опроса Размер вознаграждения 2 место Частота приглашений к опросам Российский проект Частота приглашений к опросам 3 место Российский проект Частота приглашений к опросам И Отсутствие ошибок в анкетах Несколько вариантов обналичивания
Что не нравится панелистам? Предварительный отбор перед каждым опросом 34% Частота приглашений к опросам 20% Необходимость оставлять личную информацию 13% Длина опросов 11% Другие причины 23% Ничего 16% Затрудняюсь ответить 17%
Как оценить качество панели? Три вопроса: Увидев портал, можно сразу понять, каким образом люди попадают в панель, как они мотивированы, обеспечивается ли защита их информации. Высокий Response Rate говорит об активности и жизнеспособности панели, о том, что ее регулярно чистят и поддерживают. Это также значит, что панелисты ждут анкет и отвечают на них добросовестно. Уровень заполняемости анкет, прежде всего, показывает, правильно ли построена система стимулирования участников панели.
Портал для рекрутинга панели
Заинтересованные респонденты Панель OMI Anketka.ru: Response Rate - 50%+ Completion Rate – редко ниже 90%. Растущая лояльность: Первая волна - 58% рекомендовали панельный портал своим друзьям и знакомым Вторая волна – 61% Третья волна – 65% Только 9% панелистов думали об отказе от участия
Симметричный ответ «Романтически» настроенные люди с нефинансовой мотивацией покидают панель; продолжают участвовать только те, кто хочет заработать Незаинтересованное участие Низкий Response Rate и недобросовестное поведение
Вместо заключения Для соблюдения качества важно учитывать мнение участников панели Существующие системы программного контроля качества работают не с причинами, а с последствиями плохого качества панелей Недобросовестные действия связаны с желанием получить вознаграждения, не прикладывая усилий НО Дело не в том, что панелисты «плохие», просто мы иногда не можем удержать «хороших» людей
КОНТАКТЫ Шашкин Александр Online Market Intelligence [email protected] www.оmirussia.ru