Операторы DATA и READ. Метки.
Операторы DATA и READ Для ввода большого количества переменных и их значений применяются операторы DATA и READ. При использовании этих операторов учитывается следующие: В операторе DATA перечисляются, через запятую, все значения переменных. В операторе READ перечисляются, через запятую, все соответствующие имена переменных. Операторы должны иметь одинаковое количество переменных и их значений. Их расположение в программе произвольно. Операторы могут находиться в любом месте программы, а также могут использоваться несколько раз.
Операторы DATA и READ Задача. Тепловоз массой 130 т, приближается со скоростью 2 м/с, к неподвижному составу массой 1170 т. С какой скоростью будет двигаться состав после сцепления с тепловозом. Для решения задачи надо, составить формулу для подсчета скорости состава. Ее можно вывести из формулы m1v1+m2v2=m3v3, отсюда v3 = , где m1 - масса тепловоза; v1 - его скорость; m2 - масса состава; v2 - скорость состава; m3 - масса тепловоза и состава (m3=m1+m2); v3 - скорость состава после сцепления с тепловозом.
Операторы DATA и READ Переведем данные задачи в систему СИ. m1 = 130 т = 130000 кг m2 = 1170 т = 1170000 кг v1 = 2 м/с v2 = 0 м/с Составим программу для решения этой задачи без операторов DATA и READ и с этими операторами. CLS CLS M1 = 130000 DATA 130000,2,1170000,0,м/с,V3= V1 = 2 READ M1,V1,M2,V2,A$,B$ M2 = 1170000 M3=M1+M2 V2 = 0 V3=(M1*V1+M2*V2)/M3 M3 = M1+M2 PRINT "Скорость состава после сцепления V3 = (M1*V1+M2*V2)/M3 с тепловозом" B$;V3;A$ PRINT "Скорость состава после сцепления END с тепловозом равна" V3 "м/с" END
Метки Прежние версии языка BASIC (GWBASIC) требует, чтобы каждая программы начиналась с номера. В QBASIC это вовсе не обязательно, но вы вольны нумеровать строки программы, если считаете, что это вам помогает в работе. В QBASIC вы имеете возможность отмечать строки также с помощью меток. Если в вашей программе предусмотрена передача управления оператору, находящемуся в другой части программы, то этому оператору можно дать некоторое дополнительное имя - метку. Можно передавать управление и по номеру строки. Метки могут содержать некоторую дополнительную информацию. Имя метки может содержать от 1 до 40 символов, среди которых не должно быть пробелов. Метка должна оканчиваться двоеточием. Например, A: Begin: Помните, не каждая строка программы нуждается в метке!