Раздел «Базы данных». Тема: «Базы данных. Применение и назначение. Системы управления базами данных (СУБД)». 9 класс (2 урока) Урок постановки проблем и их решения; конструирования понятий; группировка данных. Учитель информатики МБОУ СОШ №6 г. Новый Уренгой Галутва Н.В.
Работа за компьютером
Самостоятельная работа №1: 1. Составьте структуру таблицы «Расписание уроков». 2. Изучите презентацию «Заполнение таблицы в СУБД Ms Access».
Каковы ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему удалось их достичь? Какие трудности встретились во время выполнения задания? Рефлексия
Домашнее задание: Составить тест (с ответами) из 10 вопросов по теме «Базы данных»
Новая тема презентация (самостоятельно) Самостоятельная работа Рефлексия Дом. задание Итог урока Практическая работа №2 Доклад учеников Практическая работа №1 Работа с учителем Презентация по новой теме Новая тема (работа с учителем) План урока Список литературы Цели урока
Веками человечество накапливало знания, навыки работы, сведения об окружающем нас мире, другими словами - собирало информацию. В начале информация передавалась из поколения в поколение в виде преданий и устных рассказов
Развитие книжного дела позволило передавать и хранить информацию в более надежном письменном виде.
Практическое задание №1 на карточках (5 мин.) Заранее предупреждаю, что неверных результатов выполнения быть не может, каждый записывает информацию в удобном для представления виде.
Задание классу: Назовите 3 примера еще не названных баз данных.
Тема урока: «Базы данных. Применение и назначение. Системы управления базами данных (СУБД) на примере программы Ms Access»
Ход урока 1. Организационный момент (1 мин.) 2. Доклад учащихся (5 мин.) 3. Работа класса (5 мин) 4. Объяснение новой темы (базы данных, СУБД) (10 мин.) 5. Практическая работа №1(а) на карточках за партами (Группировка данных в таблицу) (6 мин.) 6. Объяснение новой темы (виды моделей БД, типы данных, структура БД) (13 мин.) 7. Практическая работа № 1(б) на карточках за партами (Создание структуры ранее созданной таблицы) 5 (мин.) 8. Объяснение новой темы (Работа за компьютером. Создание структуры и заполнение таблицы в БД Access) (10 мин) 9. Практическая работа № 2 (Карточки на выбор, по желанию учащихся, выполняется самостоятельно на компьютере) (20 мин.) 10. Итог урока (10 мин.) 11. Домашнее задание. Рефлексия (5 мин) I ч. II ч.
Список используемой литературы: 1. Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. 2. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Опорные конспекты для 9 класса, ВНV-Санкт-Петербург, 2000
Цели урока: Образовательная: сформировать представление об основных изучаемых понятиях «база данных» «СУБД», «модели БД»; уметь группировать представленные данные, разработать структуру базы данных и знать типы данных; уметь оформлять таблицу в СУБД. Развивающая: развивать алгоритмическое мышление и творческие способности, необходимые для профессиональной деятельности в современном обществе; развивать знания учащихся в области информационных технологий; Воспитательная: воспитывать умение самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Один из возможных вариантов ответов Сделаны из бумаги телефонный справочник, школьный журнал, картотека сотрудников предприятия, картотека в поликлинике прогноз погоды на месяц школьная библиотека таблица Менделеева Сделаны из различных материалов кроме бумаги холодильник компьютер книжная полка шкаф комод
Другой вариант Носитель информации телефонный справочник, школьный журнал, картотека сотрудников предприятия, картотека в поликлинике прогноз погоды на месяц таблица Менделеева Место хранения носителя информации холодильник компьютер книжная полка шкаф комод школьная библиотека
Давайте вместе сформулируем ответ на вопрос: «Что такое БАЗА ДАННЫХ?» База данных это совокупность взаимосвязанных данных обладающих одинаковым набором свойств. База данных позволяет в упорядоченном виде хранить, обрабатывать и осуществлять поиск данных.
А для удобства работы с базами данных существует система управления базами данных (СУБД) Система управления базами данных (СУБД) – это специальный пакет программ, благодаря которым можно создавать, хранить и манипулировать данными. Примером является СУБД Microsoft Access.
Ответьте на вопрос: «Вы когда-нибудь заказывали музыкальные произведения на радио или телевидении?» А вы задумывались над тем, почему через несколько секунд после вашего заказа, звучит именно заказанная мелодия, ведь потенциальных заказчиков музыкальных произведений очень много и вкус у всех разный, и как ди-джею удается так быстро включить нужную мелодию? У ди-джея есть коллекция музыкальных произведений, на любой вкус. Но тогда это сотни тысяч мелодий хранящихся на дисках, кассетах, пластинках. Как ему удается так быстро запустить нужную мелодию, иногда известна только фраза из песни? Что нужно сделать для того, чтобы получить быстрый доступ к нужной мелодии?
Предположительный ответ учащихся: Оцифровать все произведения (пластинки, кассеты сохранить в цифровом виде). Всю информацию сохранить в одном месте, например на винчестере, потому что хранение на тысячах дисках будет загромождать помещение, и затруднит поиск.
Предложите критерии поиска мелодий. По каким критериям можно искать мелодии: название группы, исполнитель, стиль (рэп, джаз, диско и др.), год выпуска, и т.п
Представьте себе ситуацию: «Вам необходимо получить справку в поликлинике. Вы идете в регистратуру, стоите в очереди, что бы забрать карточку, потом стоите в очереди, что бы попасть к врачу, а еще и карточка может потеряться». Или другая ситуация: «Вы идете к врачу сразу, не заходя в регистратуру, врач в электронном виде открывает карточку и печатает справку необходимую вам» Что лучше?
Вы согласны что: «Группировка объектов по определенным признакам значительно облегчает поиск и отбор нужной информации». продолжение темы
Практическая работа №1 Преобразуйте базу данных и запишите данную информацию в таблицу (в удобной, на ваш взгляд, форме).
Данные со схемы перенесите в эту таблицу а) Придумайте название своей таблицы.
После выполнения задания: 1. Сравниваем варианты решения. 2. Делаем выводы: какой проще и быстрее, а какой более сложный, но и более удобный.
Примерный вариант ответа 1 Примерный вариант ответа 2 Могут быть и другие варианты ответов класс предмет учитель 4д физика Семенов С.С история 5а математика Кленов М.П. литература Зинина А.В. 7б математика КленовМ.П. физика Семенов С.С 8е химия Абрамов И.В. физика Семенов С.С 9в физика Семенов С.С химия Абрамов И.В. 11б литература Зинина А.В. химия Абрамов И.В. Семенов С.С физика 7б, 8е, 4д, 9в АбрамовИ.В химия 8е, 9в, 11б Кленов М.П. математика 5а, 7б Зинина А.В литература 5а, 11б история 4д
Пояснение к схеме: Иерархическая база данных имеет вид перевернутого дерева, состоящего из объектов разного уровня. Пример: каталоги папок Windows, доменная система имен в Интернете
Пояснение к схеме: Сетевая база данных отличается большой гибкостью, так как в ней не существует ограничений на связи между объектами. Пример: глобальная компьютерная сеть Интернет.
Пояснение к схеме: Реляционные («relation» отношение) называют базы данных содержащие информацию, организованную в виде двумерных таблиц. Строки такой таблицы называют – записями, а столбцы – полями. В большинстве таблиц каждая запись характеризует один объект, а поля в таблице имеют общие свойства. Например, именем поля может быть поле «Фамилия». Каждое поле характеризуется именем и типом данных.
В таблицах Microsoft Access можно хранить данные следующих типов:
Ассортимент магазина Ответьте на вопросы: Какие названия полей встречаются в этой таблице? К каким типам они относятся? Самостоятельно составьте структуру таблицы Код типа Категория Описание Изображение Цена Дата Вес 1 Приправы Сладкие и острые соусы, пряности, пасты и другие приправы точечный рисунок 23 р. 09.06.10 1,23 2 Кондитерские изделия Десерты, конфеты, джемы, муссы, сладкая выпечка точечный рисунок 567 р. 12.04.09 2,65 3 Молочные продукты Сыры, творог, сметана и пр. точечный рисунок 234 р. 15.05.08 5,00 4 Хлебобулочные изделия Хлеб, крекеры, хлопья и пр. точечный рисунок 122 р. 24.06.06 76,6
Проверяем Имя поля Тип данных Размер Кол-во знаков после запятой Код счетчик Длинное целое Категория текстовый 255 Описание текстовый 255 Изображение ОбъектOLE Цена денежный 20 Дата дата/время Вес числовой Одинарное с плавающей точкой 2
Самостоятельно составьте структуру таблицы «Расписание», ранее составленную учащимися. Проверяем: Структура: Таблица: Семенов С.С физика 7б, 8е, 4д, 9в АбрамовИ.В химия 8е, 9в, 11б Кленов М.П. математика 5а, 7б Зинина А.В литература 5а, 11б история 4д
Как внести таблицу в базу данных? 1. Файл - создать – новая БД. 2. Придумываем имя папки где будет расположена наша таблица. 3. Создать
4. Таблица – создание таблицы в режиме конструктора
5. Заполняем структуру таблицы
6. После ввода последней строчки закрываем структуру. 7. На вопрос: Создать ключевое поле? Отвечаем: «Да». 8. Сохранить изменения? «Да» 9. Указываем имя таблицы
10. Заполняем таблицу
Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо Крайне скверно Лесенка «Мое состояние» Отметьте себя на соответствующей ступеньке лесенки
Спасибо за внимание!